Светлана Максимова
Семинар для наставников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомиться с условиями наставнической деятельности. Получить необходимые знания, умения и навыки для общения с наставляемыми.
Вступительное слово заведующей ДОУ «Солнышко».
Выступление детей «Хоровод»
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа наставника. Наставничество
- Семинар, практикум
- Темочки
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я думаю, что нас с вами можно в полной мере считать коллегами, потому что мы все – участники программы наставничества, будущие наставники. У каждого из нас свои интересы, у каждого, конечно, есть навыки, умения и опыт в какой - либо деятельности. И тема нашего семинара «Моделирование и организация работы по наставничеству в условиях дошкольной организации».
Презентация (Слайд 1)
Но для начала давайте поближе познакомимся с вами. Для этого поиграем в игру, которая так и называется «Давайте познакомимся»
«Давай познакомимся» (музыка1)
Играющие образуют два круга. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к внешнему. Звучит музыка, играющие в кругах движутся в противоположные стороны. После прекращения музыки участники игры останавливаются друг перед другом, знакомятся, называя имя. Далее вновь звучит музыка, только уже теперь, двигаясь в разные стороны и пробегая мимо знакомого, махают ему рукой. Музыка перестает играть, появляются новые знакомые. Игра продолжается.
Вот мы с вами и познакомились, вернемся к нашему семинару.
Ведущий: Слово предоставляется методисту МКУ «ЦРО Братского района».
Ведущий: Слово предоставляется воспитателю и руководителю методического объединения МКДОУ «Ёлочка».
Ведущий: Слово предоставляется.
Презентация (Слайд 2-3)
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В. В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».
Предлагаю сейчас подробней узнать о наставничестве.
Для этого проведем небольшую разминку, которая называется «Поменяемся местами».
Игра «Поменяемся местами» Музыка №2
Я говорю: поменяйтесь местами те, кто умеет плавать, поменяйтесь местами те, кто умеет водить автомобиль. Поменяйтесь местами те, кто умеет вязать. Поменяйтесь местами те, кто умеет рисовать. А теперь поменяйтесь местами те, у кого есть опыт передачи своих знаний и умений другому человеку.»
Ведущий
Как вы себя чувствуете? Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения? Возможные ответы участников: «у нас много общего», «во многом мы похожи друг на друга», «но у каждого есть и отличительные черты».
Ведущий
Это упражнение подтверждает, что люди, которые здесь собрались, многое умеют и многое знают и, конечно, из них выйдут прекрасные наставники. Думаю, что вы согласитесь со мной, что так как вы являетесь потенциальными наставниками, то вы должны знать и понимать ряд вещей. И в первую очередь четко знать: кто же такой нас
Мозговой штурм
Ведущий
Скажите, пожалуйста, как вы понимаете значение слова «наставничество»? Сейчас каждый по кругу пронесет волшебную палочку и скажет одно слово, которое ассоциируется у него с этим словом. Участники дают возможные ответы: «педагог», «знания», «навыки», «обучение» и т. д.
После этого ведущий открывает слайд 4 в презентации
«Наставничество – это партнерство между двумя людьми, основанное на доверии».
Презентация (слайд 5-7)
Ведущий
В советское время образ наставника был глубоким и светлым. Некоторые фильмы, посвященные наставничеству стали настоящей классикой. Сегодня мы бы хотели поделиться с вами бессмертными шедеврами советского киноискусства.
Просмотр видеороликов (1, 2, 3)
ОБСУЖДЕНИЕ: Что бросилось в глаза? Это как раз и есть наставничество. (ХО РОШИЙ ПРИМЕР или НЕТ -O-)
Кто себя узнал?
Поговорим о моделях наставничества. Презентация (слайд № 8)
Ведущий: Какой модели не хватает? Конечно же, родитель – ребенок.
Презентация (слайд № 9)
Посмотрим мастер – класс на тему «Изготовление открытки ко Дню Матери»
Остановимся на модели наставничества «Ребенок – ребенок»
Просмотр презентации (слайд №10-12)
Следующая модель «Педагог – ребенок»
Презентация (слайд № 13)
Мастер – класс «Путешествие по малой родине» покажет воспитатель МДОУ «Солнышко» Кочнева Анна Борисовна
Мастер – класс «Путешествие по малой родине»
И традиционная модель наставничества (или наставничество «один на один») – это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени.
Презентация (слайд № 14)
-Давайте посмотрим видеоролик, который нам приготовили педагоги МКДОУ «Солнышко».
Просмотр видеоролика
- А сейчас мастер – класс «Педагогический дуэт: путь к мастерству» по модели «Наставник – молодой педагог», нам покажет. – воспитатель ДОУ «Солнышко» .
Мастер – класс. «Педагогический дуэт: путь к мастерству»
Презентация (слайд № 15)
Ведущий: Модель «Педагог – педагог». Парный мастер – класс «Большие возможности маленькой пуговицы» нам представят воспитатели МКДОУ «Светлячок» с. Калтук.
Ведущий: Модель «Педагог дополнительного образования – педагоги» представит в своем мастер – классе воспитатель МКДОУ «Ёлочка».
Следующая модель наставничества «Педагог – родитель» Презентация (слайд № 16)
Мастер – класс «Дом. Моя семья» покажет воспитатель ДОУ «Солнышко».
Просмотр видео ролика «Дом. Моя семья».
Ведущий: А сейчас немного отдохнем и проведем упражнение «Задание с ограничением»
Упражнение «Задание с ограничением»
Ведущий делит участников на пары, в каждой паре – человек А и человек Б. Ведущий дает инструкцию по проведению игры: человек А должен рассказать о себе человеку Б в трех предложениях. Но есть одно условие – во время рассказа нельзя употреблять буквы О и А. Время на выполнение – 1 минута. После этого ведущий дает то же самое задание человеку Б. Время на выполнение задания также 1 минута.
Ведущий
Теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы:
Трудно или легко было выполнить задание, когда вы были рассказчиком?
Расскажите о своих чувствах, когда вы были слушателем?
Во время выполнения задания у вас были ограничения. Скажите, пожалуйста, какие навыки или качества вам помогли достичь цели, то есть выполнить задание?
Что помешало достичь цели?
Возможные ответы: «Задание было выполнить трудно, хотелось многое сказать, но ограничение мешало», «Задание было выполнено благодаря человеку-собеседнику, который внимательно слушал».
Ведущий: следующее упражнение «Идеальный наставник»
Упражнение «Идеальный наставник»
Приготовьте ватман с силуэтом человека и надписью «Идеальный наставник», листы ватмана, маркеры по количеству команд.
Ведущий
Вам предстоит быть наставником. Давайте подумаем, какими профессиональными и личными качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим наставником, и выполним следующее задание: с помощью знаков, символов, рисунков составим портрет идеального наставника. Внутри силуэта необходимо указать личностные качества наставника, снаружи силуэта – профессиональные качества. Время на выполнение – 5 минут.
Ведущий обращает внимание участников на маркерную доску, на которой расположен ватман с силуэтом человека. Вверху ватмана надпись «Идеальный наставник».
Задание – перечислить, каким должен быть идеальный наставник : внутри силуэта указать личностные качества наставника, снаружи силуэта – профессиональные качества. Использовать при этом можно слова, рисунки, символы, знаки.
Ведущий делит участников на несколько групп, раздает им листы ватмана и маркеры. По истечении времени каждая группа представляет свой «Идеальный образ наставника».
Ведущий
Идеальный наставник должен :
обладать знанием и опытом, который он может передать;
иметь представление о своем подопечном;
иметь желание быть наставником, иначе наставничество будет восприниматься как дополнительная нагрузка, а это рано или поздно скажется на качестве; быть готовым инвестировать свое время в развитие другого человека ( это один из ключевых вопросов: стать наставником невозможно, если стремление помогать не является для человека безусловной ценностью); проявлять активность и регулярно анализировать обратную связь. Хороший наставник всегда в курсе проблем своего подопечного.
Таким образом, наставник – это человек, у которого есть время, желание и силы регулярно встречаться с подопечным и передавать ему свои знания и умения.
Задача наставника – помочь наставляемому раскрыться как личность, найти опору и поддержку.
Упражнение «Котелок»
Ведущий просит участников занять места на стульях по кругу.
Ведущий
Уважаемые наставники, подошло к концу наше занятие на тему «Кто такой наставник?». Давайте представим, что в центре нашего круга стоит котелок, в котором кипит и бурлит ваша предполагаемая деятельность в статусе наставника. Представили? А теперь я попрошу каждого из вас по очереди кинуть в этот бурлящий котел качество или навык, который, по вашему мнению, придаст будущему готовому блюду необычайный вкус… Ведущий слушает и комментирует ответы участников семинара-тренинга. Возможные ответы: «доброта», «нацеленность на результат», «профессионализм» и т. д.
Ведущий
Эзоп, который имел наставника, говорил: «Наставник, люби своего подопечного наравне с его родителями: родителей ему дала природа, подопечного же люби по доброй воле, и за это тебе он будет вдвойне благодарен».
Ведущий благодарит участников за активную работу и желает успехов в роли наставника.
Презентация (слайд № 17)
Игра музыкально - танцевальная
юю