Галина Александровна
Презентация «Речевое развитие дошкольников через народный фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие дошкольников через народный фольклор
1 слайд.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Темой моего выступления сегодня является «Речевое развитие дошкольников через народный фольклор».
2 слайд.
Так что же собой представляет фольклор? Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание.
Публикация «Презентация „Речевое развитие дошкольников через народный фольклор“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Всем известно, что произведения народного творчества оказывают огромное влияние на эстетическое воспитание и речевое развитие детей дошкольного возраста.
Фольклор – одно из действенных средств таящих громадные дидактические возможности.
3 слайд.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту :
1. Колыбельные песни
2. Пестушки
3. Потешки
4. Прибаутки
5. Пословицы и поговорки
6. Игры
7. Заклички
8. Считалки
9. Скороговорки
10. Загадки
11. Дразнилки
12. Перевертыши и небылицы
Обязательными спутниками дошкольника являются сказки.
4 слайд.
Цель: использование произведений устного народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
-обогащение словаря;
-развитие звуковой культуры речи;
-развитие грамматического строя речи;
-развитие фонематического слуха;
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие связной речи.
5 слайд.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении позволяет дошкольникам приобретать необходимые умения и навыки в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
Малые жанры фольклора развивают и обогащают словарь. Дети усваивают знания о близком им окружающем мире: предметы обихода, домашние животные.
6 слайд.
Звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание. Следовательно, целесообразно обращение к таким жанрам фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Колыбельные песни
содержат в себе большие возможности в формировании:
- фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п. ,
- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
7 слайд.
Пословицы и поговорки
помогают детям чётко и лаконично выражать свои мысли, красочно описывать предметы и явления, творчески употреблять слово.
8 слайд.
С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий.
Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
9 слайд.
Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Они прекрасно подходят для совершенствования произношения трудных звуков, чего можно добиться только путем частого повторения. Считалки легко запоминаются, развивают и обогащают речь ребенка.
Загадки
обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
10 слайд.
Скороговорки
помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.
Перевертыши и небылицы
открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
11 слайд.
Очень важной составляющей в решении всех поставленных задач является систематичность и регулярное использование разных видов фольклора в режимных моментах. В младшем дошкольном возрасте - это в основном потешки.
Это можно увидеть на примере работы в первой младшей (ясельной) группе. Слайды 12- 15.