Евсюкова Елена
Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание младших дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
«Растет то, что мы выращиваем в душе, - таков вечный закон природы»© Гёте Иоганн Вольфганг (немецкий писатель, мыслитель)
«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живем мы, птенцы природы»© Сухомлинский Василий Александрович (педагог)
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. (Н. А. Рыжова)
Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, 2007г. Задачи, которые ставит перед нами программа по экологическому воспитанию детей раннего возраста это: содействовать интересу детей к объектам природы: уточнить представления детей о растениях, учить рассматривать комнатные растения, наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами и птицами на участке детского сада ; учить детей различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса; в процессе наблюдений показать отличительные особенности животных, птиц, рыб; учить различать- по внешнему виду и вкусу- наиболее распространённые овощи и фрукты той местности, где живёт ребёнок; наблюдать с детьми за красотой природных явлений; формировать бережное отношение к окружающей природе.
Экологическое образование можно определить как процесс обучения, воспитания и развития ребенка в области его взаимоотношений с окружающей природной средой. Экологическое образование осуществляется в рамках всех образовательных областей.
Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально - нравственного и действенного отношения к миру.
У детей 1-ой младшей группы формируются знания о:?
• Неживой природе (вода, воздух, земля);
• Сезонных изменениях (времена года);
• Многообразии растений и животных
Экологическое образование осуществляется по схеме:
Например, даем знания о многообразии растений и их связи со средой обитания. Отношение – у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, задают вопросы. Развивается восприятие растений, как живых существ; дети ухаживают за комнатными растениями, выявляют связь между явлениями (если не полить растения, они засохнут и погибнут). (рис 1, 2)
Слайд 5 В группе создана предметно-развивающая среда для экологического развития – это три уголка :
1. Экспериментальный (рис 3).
2. Природный (рис 4)
3. Выставочный (рис 5)
В экспериментальном уголке дети знакомятся с предметами неживой природы, проводим опыты, игры с водой, песком, камнями, ракушками и т. д.
В природном уголке находятся комнатные растения, предметы ухода за ними (леечки, палочки для рыхления и др). Дети не только знакомятся с названиями растений, но и учатся ухаживать за ними.
Выставочный уголок находится в приемной группы, где родители знакомятся с работами своих детей.
Успех в экологическом воспитании 2 - 3 - летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я построила свою работу по принципу " что вижу, то и познаю". Моими помощниками здесь стали наглядные средства и пособия. Занятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий - нравственное поведение ребё нка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги. Отправляясь в путешествие " на поляну " или " в лес ", я настраиваю детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или кем мы повстречаемся. На прогулке проводятся наблюдения за природой, за состоянием погоды, за птицами, насекомыми. Обязательно нужно получить эмоции от детей, например, дети увидели гусеницу. У многих первое желание раздавить, растоптать. Воспитатель должен вызвать сочувствие и жалость, а может быть даже восхищение к этому насекомому, обратить внимание на красоту гусеницы и рассказать детям, что из нее получится прекрасная бабочка, придумать сказку или рассказ. Кроме наблюдений играем в игры («Мы осенние листочки», «Бабочки летают» и т. д.).
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра (дидактическая, подвижная, строительная, музыкальная и т. д.). В своей работе с малышами я использую экологические игры типа «Сад – огород», «Кто прилетел на кормушку»; подвижные игры, например, «У медведя во бору», «Лохматый пёс»; строительные игры: «Построим домик для зайчика», «Строим мостик через речку», «Назови, кто это», «Узнай по голосу», «Изобрази животное».
Экологическое воспитание я осуществляю через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. Малыши не просто лепят или рисуют, они готовят угощение для наших друзей. На физкультурном занятии вместе с малышами идём в лес в гости к ёжику (идём по мостику, перешагиваем через брёвнышки, перепрыгиваем через ручеёк). В совместной деятельности с детьми рассматриваем и читаем книги о природе, животных, например В. Чарушин "Где ты, белочка, живёшь?", В. Бианки " Холодно в лесу зимой". Я провожу беседы на темы " Холодно ли птицам зимой", " Как живут наши комнатные растения в выходной день" и т. п. Вместе с детьми рассматриваем календарь природы, который мы назвали " Белочкин календарь". На каждом таком занятии я ставлю перед собой цель не только пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям не живой природы, показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, я предлагаю им для обследования, в которое включаю как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят, или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение я обозначаю словом, прошу детей повторять за мной.
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей. С этой целью делаем папки-раскладушки с информацией для родителей (рис 6). Даем рекомендации для домашнего чтения произведения о природе. Проводим консультации на темы «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Игры на прогулке». Проводим конкурсы поделок из природного материала или тематические.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, я способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.