Евсюкова Елена
Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание младших дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
«Растет то, что мы выращиваем в душе, - таков вечный закон природы»© Гёте Иоганн Вольфганг (немецкий писатель, мыслитель)
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живем мы, птенцы природы»© Сухомлинский Василий Александрович (педагог)
Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. (Н. А. Рыжова)
Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, 2007г. Задачи, которые ставит перед нами программа по экологическому воспитанию детей раннего возраста это: содействовать интересу детей к объектам природы: уточнить представления детей о растениях, учить рассматривать комнатные растения, наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами и птицами на участке детского сада ; учить детей различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса; в процессе наблюдений показать отличительные особенности животных, птиц, рыб; учить различать- по внешнему виду и вкусу- наиболее распространённые овощи и фрукты той местности, где живёт ребёнок; наблюдать с детьми за красотой природных явлений; формировать бережное отношение к окружающей природе.
Экологическое образование можно определить как процесс обучения, воспитания и развития ребенка в области его взаимоотношений с окружающей природной средой. Экологическое образование осуществляется в рамках всех образовательных областей.
Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально - нравственного и действенного отношения к миру.
У детей 1-ой младшей группы формируются знания о:?
• Неживой природе (вода, воздух, земля);
• Сезонных изменениях (времена года);
• Многообразии растений и животных
Экологическое образование осуществляется по схеме:
Например, даем знания о многообразии растений и их связи со средой обитания. Отношение – у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, задают вопросы. Развивается восприятие растений, как живых существ; дети ухаживают за комнатными растениями, выявляют связь между явлениями (если не полить растения, они засохнут и погибнут). (рис 1, 2)
Слайд 5 В группе создана предметно-развивающая среда для экологического развития – это три уголка :
1. Экспериментальный (рис 3).
2. Природный (рис 4)
3. Выставочный (рис 5)
В экспериментальном уголке дети знакомятся с предметами неживой природы, проводим опыты, игры с водой, песком, камнями, ракушками и т. д.
В природном уголке находятся комнатные растения, предметы ухода за ними (леечки, палочки для рыхления и др). Дети не только знакомятся с названиями растений, но и учатся ухаживать за ними.
Выставочный уголок находится в приемной группы, где родители знакомятся с работами своих детей.
Успех в экологическом воспитании 2 - 3 - летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я построила свою работу по принципу " что вижу, то и познаю". Моими помощниками здесь стали наглядные средства и пособия. Занятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий - нравственное поведение ребё нка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги. Отправляясь в путешествие " на поляну " или " в лес ", я настраиваю детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или кем мы повстречаемся. На прогулке проводятся наблюдения за природой, за состоянием погоды, за птицами, насекомыми. Обязательно нужно получить эмоции от детей, например, дети увидели гусеницу. У многих первое желание раздавить, растоптать. Воспитатель должен вызвать сочувствие и жалость, а может быть даже восхищение к этому насекомому, обратить внимание на красоту гусеницы и рассказать детям, что из нее получится прекрасная бабочка, придумать сказку или рассказ. Кроме наблюдений играем в игры («Мы осенние листочки», «Бабочки летают» и т. д.).
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра (дидактическая, подвижная, строительная, музыкальная и т. д.). В своей работе с малышами я использую экологические игры типа «Сад – огород», «Кто прилетел на кормушку»; подвижные игры, например, «У медведя во бору», «Лохматый пёс»; строительные игры: «Построим домик для зайчика», «Строим мостик через речку», «Назови, кто это», «Узнай по голосу», «Изобрази животное».
Экологическое воспитание я осуществляю через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. Малыши не просто лепят или рисуют, они готовят угощение для наших друзей. На физкультурном занятии вместе с малышами идём в лес в гости к ёжику (идём по мостику, перешагиваем через брёвнышки, перепрыгиваем через ручеёк). В совместной деятельности с детьми рассматриваем и читаем книги о природе, животных, например В. Чарушин "Где ты, белочка, живёшь?", В. Бианки " Холодно в лесу зимой". Я провожу беседы на темы " Холодно ли птицам зимой", " Как живут наши комнатные растения в выходной день" и т. п. Вместе с детьми рассматриваем календарь природы, который мы назвали " Белочкин календарь". На каждом таком занятии я ставлю перед собой цель не только пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям не живой природы, показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, я предлагаю им для обследования, в которое включаю как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят, или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение я обозначаю словом, прошу детей повторять за мной.
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей. С этой целью делаем папки-раскладушки с информацией для родителей (рис 6). Даем рекомендации для домашнего чтения произведения о природе. Проводим консультации на темы «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Игры на прогулке». Проводим конкурсы поделок из природного материала или тематические.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, я способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.