Ольга Фефелова
Презентация к проекту «Девочки и мальчики тренируйте пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
ПРОЕКТ
«Девочки и мальчики, тренируйте пальчики»
Авторы проекта :
Воспитатель - Фефелова Ольга Федоровна
Ст. воспитатель - Кузнецова Вера Александровна
с. Алтайское
2016г.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Публикация «Презентация к проекту „Девочки и мальчики тренируйте пальчики“» размещена в разделах
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.
Актуальность
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и “зеркальное” письмо, когда ребенок не различает понятия “лево”, “право”, “лист”, “страница”, “строка”, не укладываются в общий темп работы.
Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма. Поэтому проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма, развитие мелкой моторики, координация движений занимает особое место в системе ДОУ, в частности, подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.
Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т. п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может успешно приобретаться при выполнении физических упражнений. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание
По мнению А. В. Антроповой, А. В. Кенеман, М. М. Кольцовой, Т. С. Комаровой, С. О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.
Тренировка ручной ловкости способствует развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т. д., ручного праксиса, художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.
Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей может служить причиной моторной и оптической дисграфии. сада «Сказка».
Проблема развития мелкой мускулатуры рук детей рассматривается такими специалистами как О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, Т. С. Комарова, Е. С. Черник, А. А. Дмитриев, Н. П. Вайзман, Г. В. Гуровец, Д. С. Гуровец.
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МУСКУЛАТУРЫ РУК У ДЕТЕЙ.
• Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
• В. И. Бельтюков, М. М. Кольцова, Л. А. Кукуев, Л. А. Новиков доказали, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование “речевых” зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка, когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие – развитие речевых функций.
• Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
• Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
• Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
• Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
«Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» – утверждают ученые. По мнению М. М. Кольцовой: «систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Здесь важно не упустить время, сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в современной школе было легко.
Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, и все более тонких движений пальцев.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Работу по развитию мелкой моторики у детей в детском саду мы начали со средней группы. Перед нами стояли две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Этим объясняется актуальность данного проекта, цель которого является практическая подготовка мелкой мускулатуры рук ребенка старшего дошкольного возраста, использование наиболее эффективных форм, методов и приемов, влияющих на формирование моторики, графики письма, адаптированных к условиям и специфики ДОУ, возрастным и индивидуальным особенностям детей и группы (конкретно, группы «Веселый улей» детского сада «Сказка»).
Адресная направленность
Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста группы «Веселый улей» детского сада «Сказка»
с пятидневным режимом работы и временем пребывания 10,5 часов.
Численный состав группы – 30 детей
Сроки реализации проекта – 2014-2015 учебный год (старшая группа)
2015-2016 учебный год (подготовительная группа)
Цель:
• Практическая подготовка мелкой мускулатуры рук ребенка старшего дошкольного возраста,
• Использование наиболее эффективных форм, методов и приемов, влияющих на формирование моторики, графики письма, адаптированных к условиям и специфики ДОУ, возрастным и индивидуальным особенностям детей группы «Веселый улей» детского сада «Сказка».
Задачи:
• Развивать и совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движениями.
• Развивать зрительно-двигательную координацию.
• Обучать пониманию и выполнению инструкций.
• Развивать речь: умение вслушиваться, развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас.
• Расширять кругозор.
• Развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
План реализации проекта
1 этап
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ
2012-2013г.
• Изучение научной и методической литературы, передовых методов, форм и технологий по теме.
• Разработать диагностический материал, провести обследование детей на начало учебного года, изучить уровень знаний, умений и навыков детей.
• Изучение уровня знаний родителей по данной теме с использованием анкет и тестов.
2 этап
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
2012-2013
На основании диагностических данных, анкетирования и тестирования педагогов и родителей, подготовить наглядно - информационный материал:
• Цели, задачи, планирование, результаты проекта;
• Консультации, сообщения, наглядный материал;
• Мультимедийные презентации и фотовыставки для родителей;
• Привлечь родителей к участию в мероприятиях группы;
• Наладить взаимосвязь со специалистами (педагогами ДОУ, педагогами АБСОШ №5, логопедом районной поликлиники, медсестрой)
3 этап
ПРАКТИЧЕСКИЙ
2013-2014
Определение форм и методов организации педагогической работы с детьми:
• Разработать конспекты НОД, игр, упражнений, досугов, развлечений.
• Подбор художественных произведений по теме (стихи, потешки, песенки и т. д.)
• Подбор дидактических, словесных, пальчиковых игр и т. д.
• Подбор индивидуально-практических упражнений (раскраски, штриховки, обводки, дорисовки и т. д.)
• Оформление предметно – развивающей среды для детей
(игры, игрушки, трафареты, шаблоны и т. д.)
4 этап
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.
2013-2014г.
Подведение итогов реализации проекта :
- Диагностическое обследование детей на конец года;
- Сравнение и анализ результатов уровня знаний, умений и навыков детей;
- Выявление проблем, формулировка вывода;
- Мультимедийная презентация на итоговом педагогическом совете;
- Проведение совместного досуга с родителями и детьми «Играем вместе»;
- Разработка проекта для дальнейшей работы с детьми и родителями старшего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты.
• Сформированность знаний, умений и навыков у детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
• Понимание и выполнение инструкций;
• Интерес к пальчиковым играм;
• Интерес и умение использовать в самостоятельной деятельности разнообразные игры, материал, практические упражнения и т. д. ;
• Заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
Двигательно-речевое развитие детей
осуществляется в процессе всего времени пребывания детей в ДОУ
Непосредственная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Совместная деятельность взрослого и ребенка
Групповая Индивидуальная
Подгруппами
- Художественное творчество - Познание
- Физическая культура - Музыка
- Социализация - Коммуникация
- Безопасность - Здоровье
- Чтение художественной литературы - Труд
Утренний отрезок времени, утренняя гимнастика, прогулка
Деятельность с детьми во 2 половину дня: гимнастика после сна, прогулка
Досуги
Игры
Праздники
Развлечения
Игротренинги и пр.
Формы работы с детьми.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ
ИГРЫ НАЗВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЯ
Пальчиковая разминка «Пальчики»
«Сколько ног у осьминога»
«Как зовут пальчики»
«Прятки»
«Моя семья»
«Рыбки»
«Братцы» Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук
Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук «Кошка»
«Крючки»
«Цепочка»
«Лыжник»
«Фонарики»
«Слоник»
«Ножницы»
Дети сжимают пальцы рук в кулачки, прижимают их друг к другу, сцепляют пальцы обеих рук, давят подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней При выполнении упражнений следить за правильной постановкой кисти рук ребенка и точностью переключения с одного движения на другое
Игры с пальчиками «Чайник»
«Доброе утро»
«Ветер»
«Звери»
«»Часы»
«Белочки»
«Домик»
«Шла кукушка»
«Квасим капусту»
«Братцы»
«Десять обезьян»
«Дружные ребята» Побуждать детей к творчеству, придумыванию к текстам своих движений, показу своих творческих достижений При выполнении игр обращать внимание на выполнение подражательных движений в соответствии с текстом
Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок. «Мышка мылом мыла лапку»
«Лучик солнышка»
«Зайчик в норке».
«Этот пальчик».
«Повстречал ежонка ёж.».
«Зайка и барабан».
«Наши ручки». Развитие мелкой моторики руки, координации движений,внимания, речи и творческой деятельности детей При выполнении упражнений обращать внимание на выполнение подражательных движений в соответствии с текстом
Игры с предметами «Волшебные шнурочки»
«Мозаика»
«Строители»
«Карандаш»
«Трафареты»
«Вкладыши» Выполнение детьми целенаправленных точных движений в соответствии с поставленной задачей Обращать внимание на точное выполнение поставленной задачи и на координацию движения пальцев
Графические упражнения «Змейка»
Лебедь»
Собака»
«Страус»
«Графический диктант» Развивать у детей графомоторные навыки. Подготовка руки к письму- обведение контуров с помощью трафарета, штриховка различными линиями в разных направлениях, рисование в раскрасках Следить за точным выполнением движений
Непосредственно образовательная деятельность (НОД)
Интеграция всех образовательных областей.
Рисование Аппликация
Лепка
Ручной труд
Физминутки, пальчиковые игры, массаж, практические упражнения, графические упражнения и т. д. Двигательно-речевое развитие:
Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук
Развитие координации движения
Развитие графомоторных навыков
Снятие эмоционального напряжения
Создание положительных эмоций
Обращать внимание за качественным выполнением задания, контролировать утомляемость детей
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ детей
на начало проекта сентябрь 2014г.
Знания умения и навыки да нет частично
С закрытыми глазами касается пальцами руки кончика носа 26 - 4
Копирует круги, прямые и не пересекающиеся линии 20 - 10
Строит башни из 15 и более кубиков 30 - -
Аккуратно берет кубик средних размеров большим и указательным пальцем 30 - -
Срисовывает геометрические фигуры 18 - 12
Перелистывает страницы по одной 26 - 4
Умеет правильно пользоваться ножницами, карандашом, кистью 23 - 7
Устойчиво пользуется одной рукой 26 - 4
Контролирует хватание отпускание (устанавливает предметы один на другой, вставляет шнурок в отверстие) 28 - 2
Понимает и выполняет инструкции 20 - 10
Проявляет интерес к играм и упражнениям 30 - -
Умеет самостоятельно использовать разнообразные игры, практические упражнения 20 - 10
73,6 - 26,4
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
на конец первого года проекта (май 2015г.)
Знания, умения и навыки да нет частично
С закрытыми глазами касается пальцами руки кончика носа 29 - 1
Копирует круги, прямые и не пересекающиеся линии 27 - 3
Строит башни из 15 и более кубиков 30 - -
Аккуратно берет кубик средних размеров большим и указательным пальцем 30 - -
Срисовывает геометрические фигуры 25 - 5
Перелистывает страницы по одной 28 - 2
Умеет правильно пользоваться ножницами, карандашом, кистью 30 - -
Устойчиво пользуется одной рукой 28 - 2
Контролирует хватание отпускание (устанавливает предметы один на другой, вставляет шнурок в отверстие) 30 - -
Понимает и выполняет инструкции 24 - 6
Проявляет интерес к пальчиковым играм 30 - -
Умеет самостоятельно использовать разнообразные игры, практические упражнения 25 - 5
78,6 - 21,4
Взаимодействие с родителями.
1. Консультации
- «Ум на кончиках пальцев»
- «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»
- «Пальчиковые игры».
2. Обмен опытом семьи Кузьминых в вопросах по теме.
3. Совместное проведение досуга «Играем вместе».
4. Привлечение родителей к изготовлению игр и упражнений по теме (шнуровки, вкладыши, трафареты, ксерокопирование и т. д.)
6. Совместная выставка детского творчества и фотовыставка.
Взаимодействие с социальным окружением и специалистами.
Предметно-развивающая среда группы.
- Дидактические игры
- Каталог пальчиковых игр
- Природный и бросовый материал (цветные пробки, карандаши, желуди, орехи, крупа, шишки и т. д.)
- Настольно-печатные игры (мозаика, шнуровки, вкладыши, конструктор и т. д.)
- Раскраски, трафареты, ксерокопии картинок, шаблоны и т. д.
- Мелкие игрушки, чудесный мешочек
Научно-методическое обеспечение
• Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев- Санкт-Петербург 2006г.
• Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников-Москва 2005г
• Овчинникова Т. С Подвижные игры, физкультминутки и общеразвивающие игры с речью и музыкой-Санкт-Петербург 2006г
• Хвостовцев А. А. Игры усыплялочки, игры просыпалочки- Новосибирск 2010г
• Хвостовцев А. А Пальчиковые потешки для детей от 1 года до 6 лет- Новосибирс 2010г
• Меркулова О. Н. Массаж карандашами// Ребенок в детском саду 5, 2011г
• Черенкова Е. Ф. Развивающие игры с пальчиками - Москва 2007г
• Разумова Е. Д. Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики - Ярославль 2006г
• Е. Ю. Тимофеева, Е. Н. Чернова. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
• Е. С. Большакова. Формирование мелкой моторики рук.
• М. Н. Бронзова. Прописи. Учись, малыш!
• Периодические издания «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».