Антонова Елена Анатольевна
Презентация к НОД «Народы Прибайкалья: русские и буряты»
▼ Скачать + Заказать документы
Живя в тесном переплетении с различными народами, как самой Сибири, так и России в целом, и находясь под давлением англоязычных стран, их культуры и традиций, наблюдаю стойкое незнание не только национальных особенностей народов ближайшего окружения, но и собственной нации, что натолкнуло меня на мысль более подробно заняться изучением регионального компонента не только через животных и растения, но и народы, проживающие на данной территории, их быт, традиции и культуру.
Публикация «Презентация к НОД „Народы Прибайкалья: русские и буряты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прибайкалье
- Республика Бурятия
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Региональному компоненту патриотического воспитания уделяется очень мало времени в образовании наших детей, особенно дошкольного возраста, что в свою очередь проявляется в незнании и непонимании других наций, неприемлемости, нетерпимости и неуважении людей других национальностей.
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп. Его можно использовать для работы с детьми по ознакомлению, закреплению уже имеющихся знаний о родном крае, народах его населяющих, формируя толерантное и уважительное отношение к людям как своей, так и других национальностей. На основе данного материала можно изучать так же и другие нации, их быт, традиции и культуру, тем самым обогащая жизненный опыт и знания детей старшего дошкольного возраста.
Полученные знания дети смогут применять, встречаясь с представителями других национальностей, смогут наладить контакт, опираясь на полученные знания и преломляя их в зависимости от ситуации, что позволит укрепить старые дружеские связи и построить новые.
«У большинства людей чувство родины в обширном смысле — родной страны, отчизны — дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей — пусть самой скромной и непритязательной — красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые — и в великом целом своём — для всех одна» — говорил А. Твардовский.
С введением в дошкольное образование ФГОС ДОО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Основания модернизации содержания регионального компонента в воспитательно -образовательной работе дошкольного учреждения:
• необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живет;
• развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории;
• формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
Большое значение региональный компонент патриотического воспитания приобретает уже в средней группе ДОУ, на пятом году жизни, так как именно в этом возрасте ребята становятся неутомимыми «почемучками» и «зачемучками» и вопросы «Почему?», «Зачем?» эти «любознайки» задают чуть ли не ежеминутно.
Данная методическая разработка направлена на всесторонне развитие детей с учетом их возрастных особенностей, соответствует требованиям ФГОС и комплексно-тематическому планированию ДОУ. Цель разработки: предоставление опыта работы по проведению НОД в ДОУ.
Тема НОД: Народы Прибайкалья : русские и буряты.
Цель НОД: формирование представлений о быте, культуре, традициях народов Прибайкалья на примере русских и бурят.
Задачи НОД: Уточнить представления о русских и бурятских народах, проживающих на территории Прибайкальского края. Обобщать имеющиеся представления о быте, культуре и традициях русских и бурят. Развивать внимание, память, мышление, связную речь. Расширять словарный запас словами: юрта; косоворотка, сорочка, кокошник, порты; дээгыл (халат, гутыэл (обувь). Воспитывать толерантное и уважительное отношение к представителям других национальностей. На основе расширения знаний о русских и бурятских народах Прибайкальского края воспитывать патриотические и интернациональные чувства.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие — патриотическое воспитание — родной край.
В интеграции: познавательное развитие — уточнение и обобщение имеющихся представлений о быте, культуре и традициях русских и бурят; речевое развитие — активизация речи детей; художественно-эстетическое развитие — знакомить детей с традиционной музыкой разных народов.
Вся НОД построена на едином сюжете, в увлекательной форме без заучивания, а лишь обращающаяся к уже имеющимся знаниям детей. В каждой части НОД рационально использовано время. На все этапах НОД активизировалась речевая, умственная и двигательная активность детей.
Методы и приемы, используемые в НОД, обеспечивающие развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: словесные (беседа); наглядные (рассматривание); практические (дополнение карты народов Прибайкалья, выполнение заданий); игровые (дидактические и словесные игры, элементы бурятского хороводного танца «Ёхор» и элементы русской народной плясовой «Ковырялочка» с «Полочкой», «Махалочка», «Пружинка» с «Полочкой — Барыней»); проблемного обучения (решение поставленных задач при работе с игровыми заданиями). ИКТ (презентация, музыка).
Планируемые результаты воспитанников: приобретают определенную систему знаний мире людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевают представлениями о себе, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; обогащают словарный запас, развивают память, мышление, воображение; учатся рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретают доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивают самостоятельность, творчество, инициативность.