Татьяна Ибрагимова
Презентация «Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми ТНР по развитию речи»
1 слайд
Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы. Решение порой не лежит на поверхности, но чем больше смекалки мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.
То же самое происходит с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.
Публикация «Презентация „Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми ТНР по развитию речи“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детсад или школу.
Одним из основных показателей уровня умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Современные психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
У современных дошкольников существуют несколько проблем речевого развития: бедность речи ;недостаточный словарный запас; односложная, состоящая из простых предложений речь; грамматически неоформленная речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; употребление нелитературных слов и предложений; бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; трудности в развитии монологической речи: составление описательных, повествовательны рассказов по картине, на предложенную тему. Пересказ текста; проблемы звукопроизношения; отсутствие навыков выразительной речи. И ЭТО ПРОБЛЕМЫ ОБЫЧНЫХ ДЕТЕЙ, У ДЕТЕЙ С ТНР ЭТИ ПРОБЛЕМЫ МОЖНО СМЕЛО УМНОЖИТЬ НА ДВА!
Перебирая методики и технологии для работы по развитию речи мы сделали выбор в пользу ТРИЗ-технологии.
2 слайд
ТРИЗ- это теория решения изобретательских задач.
Основная задача ТРИЗ- технологии это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
ТРИЗ –это схема системного, талантливого мышления, используя которую., вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления,где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому а не повторять заученные фразы и готовые предложения.
3 слайд
ТРИЗ способствует
-активации познавательной деятельности детей
-созданию условий для развития образной стороны речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами)
-формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций
-развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности (умению анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить)
-развитию речевого творчества (умению фантазировать, находить оригинальные решения)
-личностному становлению (видеть противоречия, находить выход из проблемных ситуаций)
-развитию связной речи (монолог, диалог)
-развитию коммуникативных навыков
Играя со словом дети начинают понимать родной язык, усваивать его структуру, учатся разговорной речи.
4 слайд
ТРИЗ -технологию можно использовать во всех видах детской деятельности. Но сегодня хочу с вами поделиться опытом работы по речевому развитию с детьми с ТНР.
Использование элементовТРИЗ в коррекции речевых нарушений позволяют
автоматизировать звуки в речи, пополнять активный словарь и повысить логичность, точность, содержательность и оригинальность высказываний детей.
Совершенствуют психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение.
Предусматривают развитие у детей фантазии способности к творчеству.
Совместная деятельность по развитию речи с использование ТРИЗ технологий это импровизация, игра.
5 слайд
Направления в работе
• Обучение детей составлению сравнений
• Обучение детей составлению загадок
• обучение составлению рифмованных текстов
• Обучение составлению текстов сказочного содержания
• Обучение связной речи детей с использованием мнемотаблиц
• Обучение составлению творческих рассказов по картине
6 слайд
Это алгоритм составления сравнений и загадок. Очень прост и эффективен в использовании.
7 слайд
Мнемотаблицы схемы служат дидактическим материалом для развития связной речи
• Обогащение словарного запаса
• Пересказ художественной литературы
• Отгадывание и загадывание загадок
• Обучение составлению рассказов
• Заучивание стихов
Мнемотаблицы можно использовать готовые, изготовлять самостоятельно или доверить творческий процесс детям.
8 слайд
Методов работы гораздо больше, но я расскажу о тех которые мы используем в работе
• Мозговой штурм (предполагает постановку проблемы и нахождение способов ее решения. Например: Как не намокнуть под дождем? Как разрезать хлеб без ножа? Как достать сыр из под носа кота? Этот метод показывает детям, что любую ситуацию можно решить, это вырабатывает активную жизненную позицию.
• синектика так называемый метод аналогий: сравнение и нахождение сходства объектов или явлений. Представление самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом
• Метод каталога. Позволяет решить проблему творческого рассказывания. Данный метод работы хорош с небольшим количеством детей
9 слайд
ТРИЗ для дошкольников- это система коллективных игр, занятий призванная не заменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность
Огромный выбор игр позволяет решить любую обучающую задачу.
Игры можно использовать для индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий.
Как часть занятий по развитию речи и обучения грамоте.
Содержание игр можно менять в соответствии с тематическим планом недели.
10 слайд
ТРИЗ –это прежде всего игры.
«Да-нет» прием поиска правильного ответа путем вопросов, ответить на которые можно только да и нет классификация предметов
«Ассоциации» назвать обьекты, непосредственно с ним связанные Ассоциации по подобию:
Мяч – солнце, мыльный пузырь, глобус, воздушный шар и т. д.
Море – пустыня, остров, государство.
«Аукцион» нахождение свойств предмета
«Плохо-хорошо» видеть хорошие и плохие (полезные и вредные свойства) предмета, явления,
их взаимосвязь.
«Мои друзья» классификация предметов
«Паутинка» «Теремок» борьба с психологической инерцией,
нахождение общего тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.