Александра Пескова
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения и навыков ЗОЖ в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска
«Формирование основ безопасного поведения и навыков ЗОЖ в детском саду».
Слайд 2
Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенным любопытством, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. С ранних лет ребенок вступает во взаимодействие с окружающим его миром. Он познает его. Но не все в окружающем мире ребенку понятно и безопасно.
Публикация «Опыт работы „Формирование основ безопасного поведения и навыков ЗОЖ в детском саду“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы безопасного поведения и навыков ЗОЖ.
Слайд 3
Ц ель : Формирование основ безопасного поведения и навыков ЗОЖ, через разные виды деятельности.
Задачи: по ФОП 5-6 лет в области формирования безопасного поведения : с 3 лет до 3 лет этого нет.
Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
Знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования.
Слайд 4
Отсюда вытекают задачи, которые решаются в детском саду.
Задачи: сформировать основные правила личной безопасности, обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей. развивать познавательные, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. научить детей оказать помощь себе и пострадавшим, воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту.
Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Слайд 5
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы - педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка.
Слайд 6
Формы обучения безопасному поведению детей Художественно-творческая деятельность Беседы групповые и индивид. Занятия Ознакомление с худ. литературой Игровые формы обучения Экскурсии, наблюдения Театрализованная деятельность
• Педагог создает условия для закрепления представлений детей о правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с людьми, в том числе в сети Интернет.
Слайд 7
Источником приобретения у детей первого опыта-становятся занятия, на которых они получают азы безопасного поведения в разных жизненных обстоятельствах. Например, знакомя детей с безопасным поведением дома, говорим о оборудовании, опасных для жизни и здоровья детей, которыми могут пользоваться лишь взрослые (телевизор, газовая плита, утюг, кухонные электроприборы).
Знакомимся с предметами, которые нельзя брать в руки детям-таблетки и спички, иголки, булавки, ножницы.
Тематика занятий следующая: «Опасные предметы», «О правилах пожарной безопасности», «Опасные ситуации дома», «Что можно, что нельзя», «Хорошо-плохо».
При ознакомлении с безопасным поведением в природе уделяем внимание на правила безопасного общения с животными, растениями, насекомыми (ядовитые, полезные).
Слайд 8
Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений
ФОП. Читает с детьми художественную литературу, инициирует обсуждение с детьми тех эпизодов книги, где герои попадают в опасную ситуацию, активизирует проблемными вопросами желание детей рассказать, как нужно было себя вести в подобной ситуации, чтобы избежать опасности.
(например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем). Примеры безопасного поведения литературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования
Слайд 9
Наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых : знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Использовать можно словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры; понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация.
Слайд 10
Дидактические игры
Слайд 11
Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки
Слайд 12
сюжетно - ролевые игры
Педагог создает условия для самостоятельной деятельности детей, где можно было бы применить навыки безопасного поведения : организует игровые и проблемные ситуации, решая которые ребёнок может закрепить правила безопасного поведения.
Слайд 13
«Зона безопасности»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В групповых помещениях можно создавать «Уголок безопасности», в оснащении которого можно подбирать и разрабатывать дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Слайд 14
Беседы групповые и индивидуальные
Экскурсии, беседы, игровые ситуации, все это дает возможность детям узнать много нового и интересного для пополнения багажа знаний.
Слайд 15
Библиотека
в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Слайд 16
Оздоровительные мероприятия
Эффективной формой подачи знаний является физкультурно-оздоровительная работа : организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Ребёнок становится сам участником действия, что способствует формированию у них гигиенических навыков, способов здорового образа жизни и норм безопасного поведения.
Слайд 17
Работа с родителями
Успешное обучение навыками безопасного поведения невозможно без тесного сотрудничества с родителями. Эффективность совместной работы во многом зависит от положительного примера взрослых. Пример поведения родителей-очень убедительный аргумент в воспитании детей.
Основной целью работы с родителями я вижу в объяснении им важности и актуальности проблемы по безопасности детей, в повышенной компетенции по этой теме.
Слайд 18
Таким образом, важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые для него выступают примером для подражания.
Слайд 19
Безопасности формула есть : Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности - все избежать, А где надо - на помощь позвать. Берегите детей! Берегите детей