Ирина Маришина
Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с разными нарушениями в развитии - различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и ителлектуального развития. Эти особенности приводит к затруднениям познания аномальными детьми окружающего мира и к ограничению средств их общения с другими людьми, порождают трудности в их социальной и школьной адаптации. Перед педагогами детского дома стоят задачи: реабилитация, коррекция, компенсация. также правомерно стоит вопрос о здоровьесбережении.
Публикация «Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это и З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Они считают. что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. а также запехе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственногоразвития ребенка. с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих вдах труда.
В развитии сенсорной сферы большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здлоровья, вопрос сенсорного развития ребенка встает особенно актуально.
В своей работе мы столкнулись с тем, что литературы и метлдических разработок по этому вопосу достаточно, но рпедложенные этапы, последовательность, временные рамки формирования сенсорных представлений противоречивы у разных авторов. Нет многуступенчатой методики, учитывающей психофизиологических особенностей детей с проблемами в развитии.
Вышеуказанное побудило меня разработать и представить свою многоступенчатую систему формирования сенсорных представлений у детей, основываясь на программу Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание" и личном опыте.
Исходя из вышеперечисленного, поставила перед собой задачи по сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья:
• формировать сенсорные эталоны;
• развивать восприятие детей, активно включая все анализаторы;
• развивать мелкую моторику;
• обучать способам обследования предметов;
• обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;
• учить детей называть свойства предметов;
Чтобы сенсорный опыт накпливался и обогащался планомерно и постоянно, детей необходимо научить действовать в определенной последовательности. то есть организовать перцептивное восприятие по заранее продуманному плану.
1. Восприятие целостного образа предмета.
2. Вычленение сновных частей предмета и определение свойств.
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.
4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Усвов тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в других видах деятельности, поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание включалось во все моменты жизни малыша, в разные виды деятельности. В процессе развития воспрития необходимо включать разные органы чувств, вызывать положительный эмоциональный отклик, побуждать к самостоятельности.
Для диагностики уровня сенсорных умений и навыков используем специальные тесты из программы (отдельно по каждому возрасту) и свои дидактические пособия.
Выявивили, что дети младшего возраста, как правило. испытывают трудности в нескольких разделах:
• ориентировка в основных цветах (особенно трудно дается детям ориентироваться в определении синего и зеленого цветов);
• сравнение предметов по размеру, особенно сопоставление предметов на глаз;
• составление картинки из двух частей и умение соотносить часть и целое;
Проведя анализ результатов работы по сенсорному воспитанию дошкольников, пришла к выводу, что необходимы систематизация форм и методов организации деятельности, расширение и обогащение знаний детей. Поэтому составила перспективный план по сенсорному воспитанию, опираясь на книгу Е. А. Стребелева, А. А. Катаева "Дидактические игры для умственно-отсталых детей", Л. А. Венгера и Э. Г. Пилюгина "Воспитание сенсорной культуры ребенка". Занятия проводятся три раза в неделю в первую половину дня.
Также был разработан разработан перспективный план использования дидактических игрпо сенсорному воспитанию и картотека дидактических игр. Весь накопленный материал систематизировали и разделили на три основных раздела.
В первый - входят игры по освоению основных сенсорных эталонов;
второй - игры на рзвитие чувственных восприятий;
третий - игры. развивающие мелкую моторику.
Учитывая особенности наших воспитанников, я составила примерные рекомедации к проведению коррекционно-развивающих занятий. основные положения следующие :
• осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и грубой моторики;
• предлагать небольшое количество материала;
• неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом;
• заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребенок быстро истощается. не может долго работать4
• использовать предметы из прочных материаов (пластмасса, дерево, аллюминиеувая посуда ит. д.);
• каждое упражнение адаптировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей - двигательных и интеллектуальных;
• все действия по возможности упрощать и разбивать процесс на дополнительные этапы;
• обязательно проводить предварительную работупо принципу "От простого к сложному" в виде подготовительных упражнений;
Последовательная, правильно организованная коррекционная работа по формированию познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями:
1. способствует формированию основ сенсорно-перцептивной деятельности как базы для формированиЯ системы представлений об окружающем мире;
2. развивает, активизирует и совершенствует психические качества;
3. повышает интеллектуальные способности;
4. развивает познавательную активность детей;
5. располагает к формированияю у детей коммуникативных навыков.
Но, пожалуй,самым ценным и значимым для меня стало то, что дети стали эмоциональнее и с желанием относятся к заданиям: стали проявлять к ним устойчивый интерес, в свободное время предпочитают играть с материалом в сенсорном уголке. дети стали внимательнее и усидчивее