Наталья Мезенцева
Использование вариативных форм, способов, методов организации цикла занятий по развитию речи «Этикет и культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной области «Речевое развитие».
Презентация цикла занятий по развитию связной речи
«Этикет и культура общения».
Публикация «Использование вариативных форм, способов, методов организации цикла занятий по развитию речи „Этикет и культура общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В соответствии с Федеральным законом «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. ФГОС ДО направлен на одну из образовательных областей - речевое развитие детей, которое включает владение речью как средством общения и культуры.
Для оказания качественного педагогического процесса потребовался иной подход к содержанию и проведению комплексного сопровождения детей дошкольников в их речевой и общей подготовке к школе. В связи с этим возникла необходимость профессиональной подготовки педагогов по решению задач речевого развития детей дошкольного возраста. В рамках проекта «Методическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» была создана проблемно – творческая группа в 2015 – 2016 учебном году с целью активного содействия сотрудничеству педагогического коллектива, обмена опытом педагогами, проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей.
Задачи, которые решаются в процессе работы:
• создавать условия для формирования в ДОУ оптимальной речевой среды для детей (создание речевых центров в группах, где представлены игры и упражнения для развития детей в самостоятельной деятельности);
• наполнять пространство образовательного процесса ДОУ профилактическим и коррекционным содержанием (разработаны рекомендации, памятки, консультации для воспитателей);
• проводить методическую работу по сопровождению детей с ООП;
• продолжать содействовать сотрудничеству педагогического коллектива.
Для педагогов учителями – логопедами были проведены консультации: «Речевые игры с детьми в период адаптации в ДОУ», «Развитие мелкой моторики – основа речевого и интеллектуального развития», «Гиперактивный ребёнок рядом с нами», «Формирование лексико - грамматических категорий у дошкольников», «Формирование связной речи у дошкольников», «Формирование коммуникативных компетенций у детей».
Семинары – практикумы:
- по развитию у дошкольников звуковой и фонематической стороны речи;
- по расширению глагольного словаря у детей;
- по развитию у детей просодической стороны речи (развитие правильного речевого дыхания).
Круглый стол - обсуждались пути решения проблемы, методики работы, был обмен опыта педагогами.
В соответствии с ФГОС для формирования детской инициативности и успешной совместной и самостоятельной деятельности воспитанников необходимо создание соответствующей «Предметно – развивающей среды в ДОУ» (педагоги подбирали игры и упражнения для развития речи детей в самостоятельной деятельности разного возраста – на развитие мелко – моторного праксиса, диафрагмального дыхания).
В непосредственной образовательной деятельности педагоги активно используют эффективные игровые упражнения и занимательные задания по развитию и обогащению словарного запаса, формированию грамматических категорий и словообразованию.
Так как у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженное в разной степени, не только общая неловкость, но и отклонение в развитии движений пальцев рук. Это подтверждено исследователями Института физиологии детей и подростков РФ (у большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения неточны или несогласованны, многие держат ложку в кулаке либо с трудом пользуются кисточкой и карандашом, не могут застегнуть, зашнуровать обувь). Педагоги используют игры на развитие мелкой моторики в качестве физминуток, в свободное время во второй половине дня. Именно в играх раскрывается эмоциональное отношение ребёнка к значению слова.
Эффективность коррекционно – развивающей работы в группе зависит от оснащения развивающего предметного пространства – нестандартного оборудования.
Одним из направлений фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа является развитие просодической стороны речи, что подразумевает развитие правильного умеренного темпа речи и речевого дыхания. Педагогами было изготовлено нетрадиционное оборудование на развитие диафрагмального дыхания.
В нашем дошкольном учреждении находятся дети со статусом ОВЗ (дети с дизартрией, с задержкой психического развития, низким уровнем интеллекта, заиканием, несформированностью речевых средств) для них создано особое образовательное пространство (индивидуальная адаптированная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, по которым ведётся индивидуальная работа всеми специалистами ДОУ).
Применение творческого подхода к созданию предметно развивающей среды для детей с ОВЗ даёт широкие возможности для формирования детской инициативы и самостоятельности, которое способствует речевому и коммуникативному сопровождению детской деятельности.
Работая над формированием основных компонентов речевой системы, мы более подробно остановились на области «Речевое развитие», которая включает в себя владение речью как средством общения и культуры. В ходе совместной деятельности был разработан цикл занятий, для разных возрастных групп по одной лексической теме «Этикет и культура общения».