Ольга Степаненко
Проектный метод как форма взаимодействия педагога и родителей «Вместе с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод как форма взаимодействия педагога и родителей «Вместе с семьей»
Проектный метод как форма взаимодействия педагога и родителей «Вместе с семьей»
Паспорт проекта
Название проекта «Вместе с семьей»
Автор проекта Степаненко О. Б.
Тип проекта Творческий
По содержанию Взаимодействие педагога и родителей
Участники проекта Дети-педагоги-родители
Публикация «Проектный метод как форма взаимодействия педагога и родителей „Вместе с семьей“» размещена в разделах
По количеству участников Групповой
По продолжительности реализации проекта Сентябрь-апрель
Долгосрочный
Проблема Заключается в создании условий и фиктивного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующего успешной социализации ребенка, формирование его социальной компетентности.
Объект исследования Процесс социализации личности ребенка
Предмет исследования Модель взаимодействия семьи и ДОУ на основе совместной проектной деятельности
Содержание 1. Актуальность проекта
2. Цели и задачи
3. Этапы реализации
4. Ожидаемые результаты
5. Приложения
Актуальность проекта
«В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизни создаем,
Основа основ - родительский дом».
(Татьяна Агибалова)
Первая школа растущего человека - семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально – нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценности ориентации, отношения к окружающим людям и деятельности.
Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими людьми и взрослыми.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Семья
Детский сад
Воспитатель + ребенок Мама + ребенок
Ребенок
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их творческое интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы не возможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на все жизнь. В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. Традиционные формы работы с родителями : беседы, собрания, уголки – дают малый результат. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимы для формирования морально – нравственных качеств и социализации ребенка, все это диктует необходимость выбирать более эффективные способы развития сотрудничества детского сада и семьи. Для этого нужны новые формы работы с родителями.
На современном этапе актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И для нашей группы, удачной находкой оказался проектный метод.
Проект – это 6 «П»
Поиск информации
Продукт
Проблема
Проект
Презентация
Проектирование
Портфолио
Проектный метод – подход к взаимодействию детского сада и родителей, как фактор позитивного всестороннего развития ребенка.
Мы поставили перед собой задачу: проводить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Это совместная проектная деятельность, которая направлена на организацию совместной творческой деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними.
«Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю» - гласит китайская поговорка.
Первым этапом работы стало проведение родительских собраний с использованием интерактивных методов, где родители являются активными участниками. Формы проведения родительских собраний.
- «Круглый стол», «Педагогическая игра», «Ярмарка педагогических идей», тематическая встреча, социально – педагогические тренинги. Повысилась посещаемость родительских собраний. Многие родители сблизились и дружат семьями.
Одна из форм работы с родителями – это участие родителей в непосредственно – образовательной деятельности. Целью является – привлечение родителей к воспитанию детей трудолюбия и уважения к профессиям. Происходят встречи с родителями. Папа Алеши Б. показывал работу плотника: делал кормушку для птиц. Папа Маник О. рассказывал о профессии музыканта (скрипача, организовывал концерт скрипичной музыки.
Осенью привлекали родителей к покраске оборудования.
Организация деятельности детей на прогулке очень важна. Ее надо правильно организовывать и продуманно «внедрить» в процесс прогулки.
Деятельность детей во время прогулки может быть в форме организованных педагогом подвижных игр.
Организация деятельности детей на прогулке – игры в кругу.
Очень хороши для прогулки подвижные игры.
Прогулка для детей не должна быть перегружена деятельностью, какой бы она ни была, даже игровой.
Праздники и развлечения проходят совместно с родителями. Проводили спортивное развлечение с участием родителей «Праздник картошки». Привлекали родителей к изготовлению поделок из картошки и из природного материала «Осенний букет». Оформили стенгазету : «Ее величество Картошка».
В празднике посвященном дню Матери, семьи показывали свои умения быть дружной и сплоченной семьей. Привлекли родителей организовывать выставку рисунков на тему: «Моя семья и мои друзья».
На Спортивный праздник, посвященный 23 февраля, привлекли участвовать в соревнованиях пап и даже дедушек. Посетили музей – диораму «Военной технике». С целью формирования ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае.
В ДОУ проводились выставки совместных работ родителей с детьми, на тему: «Пожарная безопасность», «Африка», «Пропаганда здорового образа жизни», «Подвиги Российских моряков – За оборону Севастополя». Родители были награждены грамотами.
Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки, родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают. Участие с семьей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. Родители не остаются равнодушными: рисуют рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки.
На празднике, посвященном Дню семьи «Папа, мама, я – дружная семья», родители готовили совместные выступления и активно участвовали в разнообразной деятельности вместе с детьми. Проводимая работа помогает повысить психолога – педагогическую компетентность родителей в вопросах детско – родительских отношений.
Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они сохранят тепло общения.
«Покинут счастьем, будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко
Сухую ветвь один огонь исправит».
(Саади)
Цель проекта
Выявить методы и формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями.
Повышение авторитета педагогов, работающих в ДОУ.
Формирование педагогической грамотности родителей.
Установление единства средств воспитания и обучения ребенка.
Задачи проекта
Улучшения взаимодействия воспитателей и родителей.
Создание содружества в структуре «Семья – группа – детский сад».
Активизация традиционных и современных форм работ с семьей.
Побудить родителей к совместной деятельности, к сотрудничеству с педагогами.
Трансляция положительного образа ребенка.
Создание позитива в отношениях «Сад – ребенок – семья».
Этапы работы над проектом
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Разработка проекта.
Изучение методической литературы по работе с родителями.
Опрос – диагностика родителей.
Составление перспективного плана над проектом «Вместе с семьей».
Подготовка родителей к работе.
Спортивные соревнования.
Проведение дней «Открытых дверей».
Индивидуальные беседы с родителями.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ
Анкетирование родителей и обработка результатов.
Стендовая консультация, собрания, круглые столы, семейные досуги, наглядная информация (еженедельно)
Сущность проекта
Данный проект разработан с целью сплочения родительского коллектива. Его реализация позволит донести до родителей простую истину : «Слова учат, а пример заставляет подрожать». Своим личным примером родители покажут детям, что нужно заботиться друг о друге, быть отзывчивыми на просьбы. Проект дает возможность реализовать творческие способности родителей.
Перспективный план реализации проекта «Вместе с семьей»
№ Мероприятия Дата Исполнители
1 «Круглый стол» - жизнедеятельность разновозрастного и разностатусного коллектива родителей. Игра «Давайте познакомимся» Сентябрь Родители, воспитатели
2 Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни вашей семьи» Сентябрь Родители, воспитатели
3 «Дни добрых дел» - покраска оборудования, группы Сентябрь Родители, дети
4 Спортивное развлечение «Праздник картошки» Октябрь Дети, родители, физ. рук., воспитатели
5 Оформление стенгазеты «Ее Величество – Картошка» Октябрь Воспитатели
6 Изготовление поделок из картошки. Октябрь Родители, воспитатели
7 Драматизация сказки «Последнее яблоко» Октябрь Дети, воспитатели
8 Изготовление поделок «Осенний букет» Октябрь Дети, родители, воспитатели
9 КВН «Я и окружающие мня люди! – выставка рисунков на тему «Моя семья и мои друзья» Ноябрь Дети, родители, воспитатели
10 Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка?» Ноябрь Родители, воспитатели
11 Спортивный праздник, посвященный Дню Матери: «Мама и я – лучшие друзья» Ноябрь Дети, родители, физ. рук., воспитатели
12 Конкурс рисунков «Пропаганда здорового образа жизни» Ноябрь Дети, родители
13 Консультация для родителей : «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью» Ноябрь Воспитатели, родители
14 Изготовление спортивного инвентаря для точечного массажа и закаливания и сбросового материала Ноябрь Родители, воспитатели
15 Практикум. Наша речь в семье «Эти удивительные звуки». Драматизация сказки «Теремок» на новый лад. Декабрь Дети, родители, воспитатели
16 «Звуки зимней природы» - выставка работ из природного материала Декабрь Дети, родители, воспитатели
17 Тематическая консультация «Играем пальчиками и развиваем речь» Декабрь Дети, логопед, родители, воспитатели
18 Консультация для родителей «Безопасность детей на дорогах» Январь Родители, воспитатели
19 Интеллектуальная игра «Правила дорожного движения» Январь Дети, воспитатели
20 Спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества «Папы и я – лучшие друзья! Февраль Дети, родители, воспитатели, физ. Рук.
21 Изготовление открытки к 23 февраля в технике «скрапбукинг» Февраль Дети, воспитатели
22 Конкурс «Подвиги российских моряков – «За оборону Севастополя» Февраль Дети, родители
23 Экскурсия. Музей – диорама «Военная техника» Февраль Дети, воспитатели
24 «Мама – хранительница тепла и семейного очага». Выставка детских рисунков «Самая красивая и обаятельная» Март Дети, воспитатели
25 Встреча с родителями. Беседа о профессии музыканта (скрипача) Март Дети, воспитатели, родители
26 Тематическая консультация. «Развиваем мелкую моторику – развиваем речь» Март Логопед, родители
27 Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» Апрель Дети, родители, физ. Рук. Воспитатели
28 Консультация для родителей «Как правильно сформировать осанку» Апрель Родители, воспитатели
29 Информационная страничка для родительского уголка : «Физическое воспитание ребенка» Апрель Воспитатели
30 Проведение праздника Пасхи Апрель Дети, воспитатели
31 Изготовление поделок к празднику Пасхи Апрель Дети, родители, воспитатели
3. ОБОБЩАЮЩИЙ
Оценка эффективности реализации проекта.
Обобщение педагогического опыта на методических мероприятиях дошкольного учреждения.
Ожидаемые результаты
Проявление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско – родительских отношений.
Сохранение семейных ценностей и традиций.
Увеличение количества обращений с вопросами к педагогу.
Возрастание интереса к мероприятиям, проводимыми в ДОУ (встречи, выставки, праздники, дни открытых дверей).
Увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятий.
Участие детей д/сада и их родителей в конкурсном движении различного уровня.
Рост удовлетворенности родителей педагогом и ДОУ в целом.
Работа над проектом способствовала
Созданию положительной – эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Активизации и обобщению педагогических знаний и навыков родителей.
Повышению психолого – педагогической и правовой культуры родителей.
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместных видах деятельности.
Обобщению опыта семейного воспитания.
Соревнование "Праздник картошки"
Праздник, посвященный "Дню Матери"
Музей - диорама