Юлия Тришина
Опыт работы по организации предметно-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация 2 младшей группы «Б» МБУ детский сад №153 «Олеся» г. Тольятти
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хочу вас пригласить в гости к себе в группу и немного рассказать о своей группе и о предметно - развивающей среде в нашей группе.
Публикация «Опыт работы по организации предметно-развивающей среды» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе, поэтому можно сказать, что группа для них второй дом, и развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. И поэтому ДОУ должно предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности. Во время пребывания детей в ДОУ решаются конкретные образовательные задачи, вовлекающие детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивается любознательность, творчество, коммуникативные способности детей. И нам, педагогам, второй младшей группы, МБУ детского сада №153 «Олеся», г. Тольятти очень хочется, чтобы в нашей группе детям было комфортно и чтобы наши дети с удовольствием шли в детский сад. А чтобы комфортность порождала покой, радость, интерес, чувство удовольствия, то организация развивающей среды должна осуществляться на основе возрастного состава детей, психологической характеристики группы и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Под предметно - развивающей средой следует понимать естественную и комфортабельную обстановку, правильную, целесообразную, удобную, информационно- экспериментальную, настраивающую на эмоциональный лад и обеспечивающую гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, рационально - организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. «Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества» - высказывается М. Н. Полякова
Для того чтобы предметно – развивающая среда нашей группы соответствовала данному высказыванию мы изучаем методическую литературу, а также нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. В связи с этим при организации предметно-развивающей среды мы придерживаемся современных требований, Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации, а также мы стараемся учесть все санитарно-гигиенические нормы, не забывая о возрастных особенностях детей. Мы так же взяли во внимание и то, что при формировании предметно-развивающей среды необходимо : избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; создавать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука", роста и предметного мира взрослых (Г. Н. Любимова, С. Л. Новоселова). Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только с непосредственно- организованной деятельностью, где на каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые так же следует учитывать при организации предметно-развивающей среды. Наше ДОУ работает по программе «Развитие» Л. А. Венгера, поэтому при организации предметно - развивающей среды в своей группе, мы также вносим что-то из этой программы (схемы- планы по ориентации в пространстве, схемы по конструированию, карточки по наблюдениям за изменением в природе и другое).
Формируя предметно-развивающую среду в нашей группе мы так же опирались на принципы: индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; информативности и вариативности, интеграции;
полифункциональности, разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования (гибкого зонирования); сочетания привычных и неординарных элементов педагогической целесообразности; динамичности (трансформируемости, доступности, безопасности); эстетичности и красоты; учета половых и возрастных различий детей (гендерного подхода); активности, самостоятельности; творчества; открытости – закрытости. Построение предметно - развивающей среды в нашей группе с учетом этих принципов дает детям чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными способами деятельности.
В ходе организации предметно - развивающей среды нам приходится быть не только педагогами, но и дизайнерами, художниками-оформителями, конструкторами, психологами, строителями, чтобы подбирать удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Большое внимание уделено освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. При зонировании помещения нами были сформированы разные центры, где нами размещены материалы для оснащения всех видов деятельности и обеспечения возможности развития познавательных способностей детей не только в непосредственно- организованных формах деятельности, но и в различных играх: сюжетно- ролевых, дидактических, подвижных, строительно-конструктивных, режиссерских, театрализованных, игр- экспериментирования, в группе имеется много наглядных пособий. Расположение разных центров мы стараемся создать таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. В группе используется различная мебель, в том числе разно-уровневая (пуфики и мягкий модуль, которые легко передвигаются). Мебель подобрана и установлена нами с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. Каждый ребенок может найти для себя удобное и комфортное место для индивидуальных и групповых занятий, исходя из своего эмоционального состояния: ребенок может находиться отдаленно от детей и взрослых или же рядом, а так же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Все предметы убранства и оборудования в группах гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбирая игрушки, мебель и оборудование для группы мы стараемся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Мы считаем, что предметно- развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту, поэтому интерьер группы и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании, предметы для игр хранятся у нас в свободном доступе на полочках открытых и закрытых шкафчиков и стеллажах, игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. И мы своевременно изменяем предметно - развивающую среду, внося новые атрибуты к играм, игрушки, игровое оборудование, развивающие игры, наглядные пособия в соответствие с уровнем развития ребенка, отбирая их по количеству и качеству, в зависимости от интересов детей и наших, педагогов, творческих замыслов.
В своей работе в общении с детьми и родителями мы, педагоги, придерживаемся положения: «Не рядом, не над, а вместе!», «Педагог-родители-дети», поэтому привлекаем наших детей и родителей участвовать в создании и изменении предметно- развивающей среды в соответствии с интересами детей, игровыми замыслами (это- выставки творческих работ, в игровой комнате и в приемной комнате (раздевалке, и многое другое, из констукторов, кубиков, мягкого модуля дети строят конструкции по своему замыслу в игре и т. д.) Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок, та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Общая задача родителей и педагогов – сделать детство счастливым, создать атмосферу радости, обеспечить право ребенка на выражение, шутку, радость и веселье. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей и именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Родители помогли нам изготовить магнитную школьную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, сенсорному, изобразительному воспитанию, уголок природы, эмоциональный уголок, помогают в ремонте игрушек, мебели, группы. А мы только рады любой помощи со стороны родителей в создании предметно – развивающей среды в группе! С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть психологический уголок уединения, где дети могут посидеть и посмотреть групповой или семейный альбомы, позвонить родителям по телефону, просто посидеть на мягких пуфиках. Есть у нас и кафе «Сказка», куда дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, чаем с конфетами. А в уютной «Парикмахерской» дети любят проводить свое свободное время, как девочки, так и мальчики. В «Магазине» дети учатся первым азам экономики и правилам покупки товаров, а также взаимному общению продавец-покупатель. Все это способствует приобщению детей к взаимодействиям с социумом. Так же хочется отметить уголок природы, где совместно с родителями созданы все условия для ознакомления с природоохранной темой, есть мини- лаборатория, много комнатных растений, раньше в группе был живой аквариум, а сейчас мы его заменили на «сухой» аквариум, подобран валеологический материал. В этом уголке есть и пейзажная картина, которую мы оформляем в зависимости от текущего (сезона, осень, зима, весна, лето) Для развития театрализованной деятельности в группах имеются разнообразные виды театров, ширма, а в музыкальном уголке очень много разных музыкальных «шумелок, стучалок, бренчалок» - из бросового материала, которые мы сделали совместно с родителями. Физкультурный уголок насыщен физкультурным оборудованием в соответствии с рекомендациями Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. На наш участок детского сада мы выносим спортивно-игровое оборудование (стандартное и нестандартное) для ор-ганизации двигательной активности воспитанников, на нем так же есть и стандартное оборудование. И здесь мы не обходимся без помощи родителей,они мы привлекаем родителей к уборке на участке и облагораживанию нашего участка, а в зимнее время к постройке ледяной горки, фигур из снега и заливки мини катка, а так же к изготовлению кормушек и скворечников для птиц.
Для родителей в комнате приема детей (раздевалке) нами оформлены стационарные информационные уголки, из которых родители узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей, специалистов о воспитании, образовании и развитии детей. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, мы сообща составляем график помощи родителей, обговариваем каждое мероприятие, решаем проблемы. Между нами, педагогами, и родителями царит атмосфера мира и теплых взаимоотношений, доверительные отношения. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от нас, педагогов и родителей, и мы, бесспорно, несем ответственность за здоровье и будущее наших детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Она несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, способствует обеспечению безопасности детей, сохранению их физического и психического здоровья и имеет воспитательное значение, развивающие характер, дает возможность каждому ребенку испытывать и использовать свои способности, позволяет проявлять самостоятельность, способствует утверждению уверенности в себе, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества, помогает утверждать себя как активного деятеля. Она воспитывает и развивает его, предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности. В формировании предметно-развивающей среды нам, педагогам, не обойтись без активного участия и помощи родителей. В нашей группе предметно-развиваюшая среда так же выступает условием творческого саморазвития личности ребенка. Так как, созданная нами предметно-развивающая среда способствует обогащению учебно-воспитательной работы с детьми, обеспечивает целостность педагогического процесса и качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия наших воспитанников, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей, стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы – т. е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.
Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов
1. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4
3. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.
4. Доронова. Т. Н. ,Короткова Н. А. "Материалы и оборудование для детского сада".М. ,2003
5. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.
6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
7. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.); Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
8. Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.
9. Нишеева Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. - СПб, Детство-Пресс, 2010.-128с.
10. Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
11. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
12. Петровский В. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Дошкольное образование в России. М., 1996
13. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003
14. письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
15. письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
17. Требования ФГТ к среде ДОУ (проект)