Галина Кулинцева
Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников как залог успешного обучения детей в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться, большинство детей правильно произносят звуки родного языка. Завершается в основном этап усвоения грамматической системы языка. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ в совместной деятельности взрослого и детей. Но конечная цель – это овладение речью как средством общения.
Использование современных образовательных технологий для развития связной речи в ДОУ закладывает основы успешного обучения в школе. В работе с детьми мы используем:
- Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.);
- Игровые технологии (настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр);
- Метод наглядного моделирования.
Предлагаем детям задания на репродуктивном (пересказ литературного образа) и продуктивном (создание самостоятельного связного высказывания) уровнях. Задания продуктивного характера, как правило, предлагаем с опорой на картинку или игрушку, которые должны быть красочными и интересными для детей. Также в формировании связной речи дошкольников широко используется пересказ, для которого мы подбираем небольшой, увлекательный по сюжету текст, желательно с иллюстрациями. Одновременно использование литературного образа и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов. Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребенку точнее, содержательнее, последовательнее его излагать.
Для активизации общения используем новизну и занимательность дидактического материала, разнообразные формы работы, смену речевых партнеров, создаем коммуникативные ситуации по типу обобщенной модели игровых и речевых действий, используем разнообразные методы и приемы работы. К ним относится метод совместного рассказывания, где мы используем такие игровые приемы «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».
Например:
- Выпал первый…
-Утром дети …
-Девочка Маша играет…
Работу над семантикой слова мы осуществляем и в свободной деятельности с детьми. Объясняем, что одни и те же слова могут иметь разное значение в зависимости от ситуации общения, контекста. Проводятся упражнения: «Как можно сказать по другому?», «Скажи наоборот». В ходе выполнения первого дети получают возможность поупражняться в подборе синонимов. Во втором упражнении дошкольники подбирают ан тонимы.
Например: упражнение «Скажи по-другому»
Вариант 1. Игровые действия: игра с мячом, придумать слова-синонимы.
Воспитатель. В этой игре я называю слово, а вы должны подобрать к этому слову похожее по смыслу слово.
•Беречь (природу) — сохранять, щадить, оберегать, хранить.
•Большой (завод) — огромный, крупный, громадный, гигантский.
•Высотный (дом) — многоэтажный.
•Добывать (нефть) — качать.
•Ехать — мчаться, гнать, нестись.
•Знаменитый (человек) — известный, прославленный, популярный.
•Прекрасный (парк) — красивый, изумительный.
•Родина — Отечество, Отчизна.
•Современный (зал) — новый, модернизированный.
•Старинный (дворец) — древний.
Вариант 2.«Скажи наоборот»
Игровые действия: ловить мяч, придумывать слова-антонимы. Воспитатель называет слово и бросаем мяч ребенку, тот в свою очередь должен назвать слово противоположное по значению названному педагогом.
•Большой (город) — маленький, крохотный, небольшой.
•Высокий (кран) — низкий.
•Глубокий (канал) — мелкий.
•Древний (замок) — современный, новый.
•Загрязнять (речку) — очищать.
•Интересный (случай) — скучный.
•Красивый (вид) — безобразный, уродливый, неопрятный.
•Молодой (человек) — пожилой, старый,
•Разрушать (дом) — строить, восстанавливать.
•Огромный (магазин) — маленький, крохотный.
Еще один вариант словесной игры «Скажи наоборот»
Цель: учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.
Правила игры: педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу
Педагог: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…
Дети: Низко.
Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…
Дети: Близко.
Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…
Дети: Свет.
Педагог: Теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь…
Дети: Нет.
Педагог: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь…
Дети: День.
Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь…
Дети: Лень.
Скажу я слово Вам «слабак», ответите…
Дети: Силач.
Теперь скажу я слово «смех», ответите мне…
Дети: Плач.
Педагог: Скажу я слово «говорить», ответишь ты…
Дети: Молчать.
Теперь скажу слово сорить», ответишь…
Дети: Убирать.
Скажу такое слово: «грязь», ответишь…
Дети: Чистота.
Педагог: Скажу сурово слово злость», ответишь.
Дети: Доброта.
Скажу слово «хороший» Вам, ответите…
Дети: Плохой.
Педагог: Теперь скажу слово «старик» ответишь…
Дети: Молодой.
Педагог: Скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне.
Дети: Глупец.
Педагог: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…
Дети: Конец!
Предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста, формирование правильной речи через совместную непосредственно – образовательную и игровую деятельность, имеет особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения. А овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.