Тузлукова Лидия
Преодоление коммуникативной скованности молодого специалиста
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление коммуникативной
скованности молодого специалиста.
Тузлукова Лидия Ивановна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 69»
Проработав четверть века в дошкольном учреждении, будучи уже опытным педагогом, понимаешь, как сложно начинать свой педагогический путь молодым специалистам, испытывающим потребность в общении с более опытным педагогом, поскольку не совсем знают и понимают психологию дошкольника, еще не успели опробовать новые педагогические технологии, методики. Вспоминаешь, как много лет назад сама была молодым специалистом, боялась сделать что-то неправильно, многое было ново и недоступно пониманию. Сейчас кажется, что все происходило не со мной: работа с малышами, которые верят тебе, с родителями, которые оценивают все твои дела и поступки, казалась сложной, виделось множество трудностей. Сегодня я могу сказать, что умею и люблю делать свою работу, не только могу, но и должна показать и передать знания педагогам, которые в этом нуждаются.
Публикация «Преодоление коммуникативной скованности молодого специалиста» размещена в разделах
В начале моей педагогической деятельности и у меня был наставник, знания которого я пронесла через все годы своей работы, я очень благодарна ей за всё, чему она меня научила — все ее наставления, истории из повседневной жизни очень пригодились. Сегодня этот педагог на заслуженном отдыхе, а методы и приёмы её работы я применяю, и буду применять в дальнейшем, насколько хватит моих сил. В течении двух последних лет я являюсь наставником для молодых специалистов в ДОУ № 69 г. Рязани. Мною разработаны и предложены молодым педагогам семинары – практикумы: «Использование ИКТ на занятиях», «Современные формы работы с семьей», «Методика проведения аппликации».
На первых этапах старалась помочь молодым коллегам поверить в себя, преодолеть сомнения в своих начинаниях, научиться понимать методику работы воспитателя. Чтобы молодые сотрудницы пошли на контакт, для налаживания доверительных взаимоотношений необходимо было помнить, что я не могу и не должна говорить с ними «свысока», демонстрировать свой опыт, «поучать» и «читать нотации». Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Следовательно, наставник, прежде всего, должен действовать мягко, но целеустремленно.
Мне удалось выяснить, что педагог испытывает затруднения при организации детей для совместной деятельности. Причина этих трудностей, по моему мнению, недостаток педагогического опыта, умение понимать себя. Для активизации
познавательной деятельности детей молодые педагоги знают недостаточно методов и приёмов, в общении с родителями и детьми более молодые коллеги испытывают трудности и при контактировании с родителями вверенных им детей.
Для преодоления этих недостатков в работе молодых сотрудников, достижения поставленных целей на уровне нашего ДОУ, организовала и провела несколько мастер-классов, открытых занятий, приглашала их на нетрадиционные родительские собрания, которые проходили за «круглым столом». Обращала внимание на организацию учебного процесса, методы организации игровой деятельности во время взаимного посещения двух параллельных групп. Когда молодые воспитатели проводили открытые мероприятия, они всегда полагались на мою оценку, моё одобрение. Я видела их радость и удовлетворенность собой, когда им все удавалось, а руководители учреждения ставили высокий балл. Мне хотелось снова и снова помочь, я сама получала от этого большое удовольствие.
В 2017 году мне предложили поучаствовать в муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Лучший наставник», который был организован МБУ «ЦМиСО» г Рязани. Для участия в конкурсе был определен молодой педагог, которого я должна была курировать — это Малашихина Мария Вячеславовна. Педагогический стаж — 2 года. Я поставила перед собой задачу: помочь Марии Вячеславовне реализовать свои личностные качества, развить коммуникативные умения, научить применять управленческие умения.
Мы обсудили и утвердили программу работы начинающего педагога с наставником, после чего я предложила примерные темы по самообразованию, помогла советами в составлении календарно-тематического плана деятельности дошкольников. Побывала в ее группе в разное время дня, во время проведения некоторых мероприятий и занятий. Мы провели подробный анализ их проведения, обсудили возможность исправления допущенных ошибок. Затем несколько мероприятий провели совместно.
В 2018 году я показывала совместную работу логопедов ДОУ и воспитателей: речевое занятие для слушателей курсов на базе РИРО г. Рязани. Мария Вячеславовна присутствовала на этом занятии. Она была свидетелем того, как слушатели РИРО поставили высокую оценку моему умению работать с детьми, и этот практический пример вдохновил молодого педагога, она с желанием и новыми силами принялась за подготовку к конкурсу.
Мы учились организовывать учебно-воспитательный процесс, проговаривали каждый этап совместной деятельности педагога с детьми. Мною было рекомендовано продумывать предварительную работу, игровые приёмы, которые так любят дети во время проведения пауз, физминуток.
Мы знакомились с формами и методами организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. Наблюдая за организацией дневной прогулки, сделала вывод, что для полноценной двигательной активности детей ей необходимо отработать правила подвижных игр, интересных наблюдений. Чтобы начать снимать на видео занятия для предоставления на конкурс, необходимо было понять детей, узнать, что им интересно. Было выбрано такое направление нашей работы, как познавательное развитие детей. Это занятия, в которых ребенок мог проявлять речевую активность, ведь у детей среднего возраста частонаблюдаются речевые нарушения, словарь не соответствует возрастным особенностям.
Зачастую недостаток общения со взрослыми, особенно с близкими, может повлиять на нарушения речи ребенка. Эмоциональную связь ребенкас родными редко можно заменить чем- то другим. И поэтому, мы взяли занятия по познавательному развитию на тему «Моя семья» — оно было представлено первым, второе занятие «Моя улица» и третье занятие «Моя Родина». Если оценивать знания детей на первом этапе, они носят ознакомительный характер. Дети готовы узнать, а потом рассказать о своих ярких впечатлениях. В беседе с детьми педагог устанавливает психологический контакт. Робкие дети готовы подражать сверстникам и педагогу при рассказе о своей семье, улице, городе. Решается много задач на таких занятиях. У детей формируется представление о семье, близких родственниках. Развивается эмоционально-целостное отношение и любовь к своим близким, к своей улице, городу, стране. Развивается внимание, ориентировка в пространстве, знания о дорожном движении.
В процессе наблюдения за курируемым педагогом Марией Вячеславовной я отметила на всех трех этапах заметные и серьезные изменения. Если на начальном этапе она чувствовала себя неуверенно, страх сковывал её речь, она не владела детьми, то на последующих занятиях правильно поставленная речь дополнялась точными вопросами к детям, частой похвалой за хорошие ответы. Мария Вячеславовна была эмоциональна, применяла много интересных приемов и игр (которые нашла и подобрала самостоятельно) для активности детей. Я сделала вывод, что процесс адаптации молодого специалиста состоялся. Проведение занятий разной направленности с детьми стало для неё привычным, группа дошкольников перестала вызывать у молодого педагога чувства страха, неуверенности в себе и опасения, сможет ли она справиться с дисциплиной, сумеет ли организовать учебно-воспитательный процесс.
Выводы.
Молодому педагогу оказана следующая помощь:
- в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы;
- выработке умения управлять детским коллективом;
- в развитии личностных качеств, коммуникативных умений,
Над чем нужно поработать в будущем:
- изучить и научиться применять новые нетрадиционные приёмы для проведения ежедневных занятий, крупных мероприятий.
Хочется верить, что пройдет много лет, и молодой педагог не разлюбит свою профессию, будет успешным всегда и во всём. И вспомнит того наставника, который воодушевлял его, поддержал, «дотянул» до определённого уровня и не позволил сдаться после первых трудностей