Мария Борисова
Преодоление дефицита общения у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
В статье В. С. Собкина и А. В. Федотовой «Сеть как пространство социализации современного подростка», опубликованной в журнале «Консультативная психология и психотерапия», 2019, приводятся данные опроса, в котором приняли участие 2074 респондента (учащиеся 5, 7, 9 и 11 классов школ Московской области). Анализ результатов исследования показал, что социальные сети для подростков обеспечивают возможность общения, вторым по популярности является вариант ответа «поиск новых знакомств, расширение круга друзей» — его выбирает половина опрошенных (49,3%). И здесь находит свое отражение крайне важная особенность подросткового возраста —«расширение социальной среды». От 5 к 9 классу последовательно увеличивается значимость функций, связанных с расширением социальной среды: «поиск новых знакомств» (38,7% — в 5, 48,9% — в 7, 59,0% — в 9 классе; p 0,0001). Среди мотивов обращения к социальным сетям возможность познакомиться с новыми людьми достигает 43,3 %.
Таким образом, можно сформулировать проблему: преодоление дефицита общения, расширение социальной среды у учащихся 9 классов. В подростковом возрасте определяющим фактором развития личности является общение. Подростки стремятся к нему разнообразными способами. Эффективное общение для многих из них становиться самоцелью и перекрывает другие сферы жизни. Каждый подросток сталкивается с различными трудностями в общении, которые ему необходимо преодолеть, чтобы установить эффективные взаимоотношения с окружающим миром.
В связи с этим, в этом году запланировано реализовать проект «Давайте общаться!», который будет осуществляться во внеурочной деятельности.
Задачи проекта:
1. Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу;
2. Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;
3. Формирование адекватной оценки себя и других;
4. Активизация процесса познания себя и окружающих;
5. Отработка навыков общения и взаимодействия с людьми.
Направления работы:
1. «Будь собой!». Классные часы, где дети готовят самопрезентации о себе, своих интересах и занятиях, хобби. Совместные досуги, прогулки.
2. Встречи с психологом «Правила общения», «Что такое межличностное пространство», Упражнения на межличностное взаимодействие, деловые игры, тренинги.
3. Посещение «Центров развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи», участие в мастер-классах. «Как найти себе интересное занятие?», «Хочешь найти новых друзей – начни заниматься новым делом!»
4. Встречи с интересными людьми.
5. «Присоединяйся к волонтёрскому движению» (рассказы о людях, которые помогают, направления деятельности, как присоединиться?
При реализации данного проекта необходимо учитывать теоретические аспекты изучения проблемы улучшения коммуникативных навыков личности, основные психолого-педагогические подходы к проблеме развития коммуникативных навыков, психологические особенности детей подросткового возраста. В своей работе стараться разнообразить форматы образовательного процесса (работа в парах, дискуссии, деловые игры, кейс-технологии, подгрупповые проекты, игровые технологии) и внеурочной деятельности.
Этические нормы, которые необходимо соблюдать в общения с подростками:
Разговаривать на равных. Интересоваться делами подростка. Контролировать эмоции. Соблюдать границы свободы подростка.
Хочется сделать предположение, о возможных затруднениях, с которыми мы можем столкнуться в работе, это участие в этой работе всех учеников класса. Для этого будем стараться учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого ученика. При необходимости применять индивидуальные консультации с обучающимися.