Екатерина Мелентьева
Преемственность в работе дефектолога и логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития стоит задача не только подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников. Наше дошкольное учреждение не исключение. Все участники образовательного процеса-это учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и инструктор по плаванию скоординировали и объединили свои действия.
Публикация «Преемственность в работе дефектолога и логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Обязательным условием при проведении коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей, является непосредственное участие родителей, с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного (дошкольного) воспитания, развития интеллектуальной и речевой компетентности у детей.
Сегодня хочется поделиться своим опытом работы в организации коррекционной помощи детям с ЗПР во взаимодействии учителей –дефектолога и логопеда. Мы поставили перед собой цели и задачи.
С 1990 года в систему образования включены дошкольные учреждения для детей с ЗПР, утвержденные ГОСОБРАЗОВАНИЕМ И МИНЗДРАВОМ СССР от 26.11.90 №37-14-2. По данным Министерства образования РФ(99г)-80%школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения. Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными (адаптивными) комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.
Особенности содержания и организации занятий в специализированном ДОУ рассмотрены в программных документах и в методических разработках по обучению и воспитанию детей с ЗПР.
Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в д/с. Помня о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно равномерно распределить в течение дня, был создан координационный план. Учитель-дефектолог определяет уровень психического развития ребенка, что является основой для разработки коррекционных программ и отбора содержания обучения. Всестороннее изучение речевой деятельности, дополняющее общую картину развития воспитанника, осуществляется учителем логопедом. Необходимым условием является совместное обсуждение и планирование работы. Важно чтобы каждый педагог на своем занятии решал единые коррекционно-образовательные задачи. Документом, отражающим взаимодействие педагогов в нашем учреждении, является тетрадь индивидуальных и подгрупповых занятий. В ней отражается актуальная, на определенный момент времени, дозировка и содержание заданий учителя-логопеда и учителя-дефектолога.
Взаимодействие между учителем-логопедом и учителем-дефектологом также осуществляется и в таких формах как открытые занятия, консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности, комплексные занятия, изучение методических новинок, обсуждение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, совместное участие в конференциях, публикации статей в сборниках. В период подготовки данных мероприятий учитель-логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую, оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Результат нашей работы предоставлен в исходной диагностике, где виден положительный результат в повышении уровня знаний у детей. Наша работа не осталась незамеченной родителями, имеются зафиксированные слова благодарности.
Вывод. Таким образом, системно решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, обогащению коммуникативного опыта, (общение с социумом в разных направлениях) и в целом коррекции недостатков развития у дошкольников с задержкой психического развития.