Елена Салгалова
Преемственность школы и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский).
Одной из задач БДОУ является подготовка детей к предстоящей учебе в школе. Переход ребенка в школу — качественно новый этап в его развитии.
Публикация «Преемственность школы и детского сада» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2017
В содержание общей подготовки (и готовности) входит психологическая, нравственно-волевая и физическая подготовка.
При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция, которая требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, а также уметь общаться с детьми и взрослыми.
Прежде всего, надо, чтобы ребенок был физически готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, достаточную работоспособность и выносливость. Ослабленные дети часто болеют, у них быстро наступает утомляемость, вследствие чего резко падает работоспособность, что негативно отражается на качестве обучения и состоянии здоровья ребенка. Поэтому крайне важно следить за физическим развитием детей и поддерживать его необходимый и достаточный для предстоящей учебной деятельности уровень.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве.
В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63, а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе
Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей, педагогов и учителей.
Сравнивая документы в поиске точек соприкосновения мы видим:
В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа, это системно - деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
Образование и в ДОУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.
Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность двухсторонний процесс. С одной стороны дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н. Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит, действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» (выдержка из ФГОС ДО)
В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.
В БДОУ города Омска «Детский сад № 4» реализация преемственности осуществляется с БОУ «Гимназия №9».
Выдвигаются три вида преемственных связей : работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Работа по подготовке детей к обучению в школе осуществляется в течение всего учебного года всеми педагогическими работниками детского сада.
Инструктора по физической культуре реализуют рабочую программу, разработанную на базе основной общеобразовательной программы, формируя необходимые знания, умения и навыки детей необходимые для обучения.
Выдвигаются три вида преемственных связей : работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.
Одной из важнейших для нас задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Детский сад и школа расположены в одном микрорайоне. Это позволяет детям детского сада ежедневно общаться со школьниками, наблюдать за их играми на улице, уроками физкультуры, трудом и принимать активное участие в совместных мероприятиях. Для совместной работы школы и детского сада составляется план по преемственности.
Сотрудничество педагогических коллективов осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.
Актуальность.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи:
-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
Работая над проблемой преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением, педагогические коллективы ДОУ и школы решают основные задачи взаимодействия:
- Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер;
- Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;
- Создание единой стратегии в работе с родителями;
- Обеспечение профессионального роста педагогов.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.
Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:
• замену учебного блока на образовательные области
• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
• изменение объема и содержания образовательной деятельности.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Сотрудничество педагогических коллективов осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.
Формы осуществления преемственности :
Работа с детьми:
1. экскурсии в школу;
2. участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
3. выставки рисунков и поделок;
4. встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
5. совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
6. посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Воспитательная работа (связь детских коллективов).
Очень важное место в работе по преемственности занимает воспитательная работа (связь детских коллективов ДОУ и начальной школы). Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и младшие школьники (экскурсии, походы, акции, спортивные мероприятия, выставки детского творчества).
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии-обозрения для ознакомления с социумом школы : классами, кабинетами, залами, бассейном.
Спортивный зал, актовый зал, бассейн; беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети сидят за партами, бывают на уроках, ученики обязательно дарят ребятишкам сувенирчики, сделанные своими руками.
Дети подготовительных к школе групп принимают участие в школьных праздниках.
Традиционно из года в год в детском саду проводятся спортивные праздники и соревнования с участием бывших выпускников ДОУ.
Для детей в преддверие новогодних праздников была проведена акция «Мастерская Деда Мороза» изготовление новогодних сюрпризов с участием детей старшей группы и школьников.
В рамках реализации проектной деятельности учениками гимназии разработаны и запланированы на февраль месяц игровые программы посвященные Дню Защитника Отечества.
Интеллектуально-развлекательная викторина по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» с участием детей подготовительной к школе группы № 8 и команды первоклассников МОУ «Гимназия № 9» запланирована в апреле.
Такие мероприятия усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия.
Работа с педагогами:
1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2. семинары, мастер- классы;
3. круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
4. проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
5. взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
6. открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
7. педагогические и психологические наблюдения.
Методическая и психолого-педагогическая работа.
Сотрудничество осуществлялось на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.
В течение учебного года с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения и начальных классов школы в реализации современных подходов по подготовке ребёнка – дошкольника к школьному обучению, изучалась методическая и психолого-педагогическая литература, обсуждалось: содержание и требования программ дошкольного и начального общего образования, планы работы; организовывались педагогические встречи, консультационные дни.
Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомить с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей. При переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и взрослых.
Огромное значение в преемственности играет взаимодействие педагогических коллективов детского сада и школы, основополагающими факторами здесь становится поиск точек соприкосновения форм, средств и методов дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО.
Педагогическое мастерство инструкторов по физической культуре получило высокую оценку педагогов школы. Такие встречи позволяют нам педагогам-дошкольникам ориентироваться на требования школы, формировать те знания, умения и навыки, которые необходимы детям для дальнейшего воспитания и образования в соответствии с принципами дошкольной педагогики. Учителя же могут опираться на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, организовать работу в школе с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Работа с родителями:
1. консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
2. дни открытых дверей;
3. анкетирование, тестирование родителей;
4. совместное участие в спортивно - массовых мероприятиях
Работа с родителями
Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. План работы по преемственности со школой включает разнообразные формы работы с родителями: беседы, встречи, консультационные дни, педагогические встречи, круглые столы, анкетирование.
Основными задачами дней открытых дверей в детском саду является : демонстрация на практике методов работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также направлений и областей, в которых получают знания наши воспитанники; информирование родителей (законных представителей) о формах, методах, средствах реализации основной общеобразовательной программы.
Просмотренные занятия и образовательные ситуации обсуждались и анализировались, учителя и родители отметили качественную работу по подготовке детей к школе.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Ожидаемые результаты
1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
2. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
3. Мотивационная готовность детей к обучению в школе
4. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования
Следующим этапом работы по осуществлению преемственности становится утверждение плана совместной работы между дошкольным учреждением и школой. План совместной работы утверждается ежегодно. Составление и обсуждение проектов плана происходит еще в июне – июле для того, чтобы мероприятия планов были включены в планы работы на учебный год, как школы, так и дошкольного учреждения.
Вопросы к аудитории:
1. В чём, по вашему мнению, заключается актуальность проблемы преемственности детского сада и школы?
2. Какие основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием вы можете выделить? Какие направления используете в своей работе?
3. Какие формы работы наиболее эффективны в решении этой проблемы?
4. При каких условиях проблема преемственности может быть успешно решена?
Литература:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
3. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста : теория и практика. Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
4. Готов ли ваш ребёнок к школе. А. А. Венгер, А. Л. Венгер – М: Знание, 1994 г. – 192 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования