Лучший педагог года

Преемственность семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребенка

Лариса Миргородская
Преемственность семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Преемственность семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребенка

Своё выступление я хочу начать с фразы: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе – это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной», — так говорил Макаренко.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социокультурного развития. Перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, взаимоотношений с окружающими. Поэтому система образования уделяет большое внимание развитию личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром.

Публикация «Преемственность семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребенка» размещена в разделах

Социокультурное развитие предполагает наличие у детей уважения к родному языку, к самобытной русской культуре и ценностям, к отечественной истории, традициям.

Самым первым в формировании социокультурных ориентиров личности дошкольника выступает семья. И то - как родители относятся к ребенку, как они общаются друг с другом, с родителями, какие у них взаимоотношения с окружающими, о чем они говорят в семейном кругу, какие в семье традиции – все это формирует личность ребенка.

Семья и детский сад стоят у истоков нашего будущего. Воспитатели и родители воспитывают одних и тех же детей, но у каждого своя роль, каждый их них выполняет свои определенные обязанности, использует свои методы воспитания. Но результат будет успешным тогда, когда деятельность семьи и детского сада направлена на согласование того, что может сделать семья, а что детский сад, когда будут совместные партнерские интересы.

Понимая, что в век высоких технологий многие родители недостаточно уделяют своим детям внимания, привлекаем родителей к полноценному участию в образовательном и воспитательном процессе. Изучаем социальный статус через анкетирование и опросы, благодаря которым получаем информацию о тех проблемах, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни, выявляем их желания и надежды относительно будущего ребенка. Используем различные формы взаимодействия с родителями, как с партнёрами, стремимся сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Это:

- родительские собрания «Ласковый платочек», «Можно ли наказывать ребенка», «Древо жизни» и др. ;

- дни открытых дверей «Наша группа», «Новинки предметной среды», «Музей группы»;

- ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей;

- участие родителей в мероприятиях группы и детского сада:

«Осенние посиделки», «Капустник», «Зимние забавы»;

- индивидуальные консультации;

- ежеквартальное ознакомление родителей с достижениями ребенка.

Налаживанием доверительных отношений и взаимопонимания с семьей являются выставки совместного творчества детей и родителей на различные темы. Примером таких мероприятий являются творческие конкурсы «В гостях у осени»», «Мастерская Деда Мороза», «Птичий дом», «Пасхальная мастерская», фотовыставка «Мой папа - защитник», «Мамочки наши любимые», оформление стенда «Я помню, я горжусь». Стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников стали совместные с родителями и детьми визиты в музеи города, творческие дела по оформлению участка группы для прогулок. Примером патриотического воспитания дошкольников стало совместное с родителями написание писем ветеранам ВОВ, украшение окон к Дню Победы, посадка саженцев во дворе дома, шествие Бессмертного полка.

На праздниках и развлечениях родители не просто занимают позицию наблюдателя, а становятся непосредственными участниками вместе с детьми. В качестве примеров можно привести спортивные мероприятия «Мы здоровье сбережем», «Развлечение ко Дню пожилого человека», праздничные мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества, 8 марта и др.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают также через наглядно-информационный материал: стенды, папки-передвижки, буклеты. Большую роль в общении с родителями выполняет общение в социальных сетях, которое носит не только информативный характер, но и позволяет сделать фотоотчёты о занятиях ООД, о развлечениях: «Праздник ко дню Российского флага», «Масленица», «Праздник светлой Пасхи», посещение театрализованных представлений.

Залогом успешного развития детей является насыщенная предметно-развивающая среда в организации образовательного пространства, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

В группе создана развивающая среда с учётом гендерного воспитания, есть разное пространство для игр мальчиков и девочек. Для девочек оборудован игровой уголок, где есть разная бытовая техника, посуда, куклы, мебель; уголок «Салон красоты», где девочки могут попробовать себя в роли парикмахера; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Доктор».

Зона игр для мальчиков насыщенна различными инструментами, есть «Автомастерская», наборы солдатиков, трансформеры. Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики охотно конструируют из него разного вида транспорт для коллективных игр. Это может быть большая машина, пароход, поезд.

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. С целью формирования дружеских взаимоотношений в нашей группе оформлен «Уголок дружбы». Он совмещен с «Уголком уединения» и различными ширмами – домиками, который помогает детям снять нагрузку на зрительное и слуховое восприятие, почувствовать себя в покое, восстановить психологические ресурсы.

Трансформируемый полифункциональный подиум помогает детям расслабиться и полежать на нем, включает в себя 12 ящиков с играми, материалами, книгами, игрушками, большим количеством подушек. Они и «подушки-думушки», на которых можно полежать и отдохнуть. Они и «подушки-обнимушки», которые можно обнять и прижать к себе. Они и «подушки-игрушки», с которыми можно поиграть. Вокруг подиума находятся мягкие пуфики различных цветов. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

В группах организованы мини-центры (альбомы памяти, генеологическое дерево семьи, альбом памятных мест города).

Способствуем социальному развитию дошкольника следующим образом:

чаще обсуждаем последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;

подчеркиваем сходство между разными людьми;

предлагаем детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;

вовлекаем детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;

последовательно игнорируем случаи отрицательного поведения,

обращаем внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;

не повторяем без конца одни и те же требования, запреты и наказания; ясно формулируем правила поведения. Объясняем, почему следует поступать так, а не иначе.

Процесс социально - личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной

близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

Макаренко: «Не думайте, что ребёнка только тогда воспитываете, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома»

Литература

1. Кондратьева Л. И. Социальное партнерство как ресурс формирования гармоничной личности дошкольника. URL : https://www.maam.ru/detskijsad/-socialnoe-partnerstvo-kak-resurs-formirovanija-garmonichnoi-lichnosti-doshkolnika.html

2. Мосунова Н. А. Социальное партнерство ДОУ и семьи как ресурс развития личности ребенка. URL : https://infourok.ru/socialnoe-partnerstvo-dou-i-semi-kak-resurs-razvitiya-lichnosti-rebenka-2614721.htm

Публикации по теме:

Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка»Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка» В современном мире каждый воспитатель дошкольного образования ищет новые пути, подходы в своей педагогической деятельности. Ведущим видом.

Из опыта работы «Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по ФЭМП»Из опыта работы «Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по ФЭМП» Сотрудничество ДОУ и семьи в работе по ФЭМП Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в.

Из опыта работы «Создание среды, которая соответствует потребностям ребенка» В настоящее время остро встаёт проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных:.

Методическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок ко Дню семьиМетодическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок ко Дню семьи Ромашка – самый известный и любимый цветок в России. С древних пор этот цветок считался символом любви. На него гадали влюбленные разных.

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы) Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Преемственность семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребенка
Опубликовано: 19 мая 2022 в 21:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Миргородская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД