Любовь Николаевна Хабибулина
Преемственность детского сада и школы
▼ Скачать +Заказ
Мостик между детским садом и школой,
А после и во взрослую жизнь-
Это воспитатель и учитель,
За их руку дружок держись…
Мостик между детским садом и школой – Это личность Педагога, который выстраивает этот мостик и ведёт по нему детей, и только от него зависит, каким будет этот переход!
Я хотела бы затронуть тему – «Важность личности самого педагога, влияние его личности на познавательные способности детей, влияние на их развитие и успешное воспитание и обучение».
Я считаю этот вопрос существенным и актуальным.
Публикация «Преемственность детского сада и школы» размещена в разделах
У каждого педагога свой стиль воспитания и обучения, но важно то, что только при доверительных и искренних отношениях с ребёнком происходят чудеса, которые называются, усидчивость-когда нужно послушать сказку, любознательность- когда дело касается новых открытий, открытость- когда очень хочется проявить себя или поделиться самыми значимыми событиями. Только вера педагога в каждого ребёнка, даёт детям возможность развиваться в нужном образованию направлении и радоваться своим успехам.
Но если дети в группе знают, что сейчас воспитатель начнёт критиковать за каждое неправильно сказанное слово, высмеивать ответ или с усмешкой отвечать на вопрос, они зажаты, мысли не идут в голову, они бояться дать не правильный ответ, стесняются проявлять чувства, теряют веру в свои способности, становятся застенчивыми. В этом случае дети слушают воспитателя или учителя и не слышат, а ждут, когда уже закончится весь этот «воспитательный процесс» и их отпустят в свободную игру или на перемену.
На мой взгляд преемственность от детского сада к школе нужно начинать с воспитания личности самого педагога.
Педагог, будь то воспитатель или учитель в первую очередь должен быть добрым человеком, конечно же по мимо этого он должен иметь и другие положительные качества свойственные педагогу для успешного развития детей. Педагог с того момента, когда он принимает детей в группу детского сада или в школьный класс, должен быть ориентирован на потребности ребёнка, расположить к себе каждого.
Считаю самым важным и сложным для психики и здоровья в целом, этап социализации детей в группе- это адаптационный период в детском саду, когда ребёнок впервые останется без мамы с чужим для него человеком, в группе незнакомых ему детей. Первоначально это большой стресс для ребёнка. Воспитатель в этот момент должен не предъявлять какие-то требования с порога, а «увидеть» ребёнка, дать ему понять, что здесь тебя не обидят, тебе рады, ты интересен нам таким какой ты есть, здесь ты будешь чувствовать себя в безопасности. При этом мягко рассказывать о установленных правилах в группе и традициях и то по случаю и при помощи других детей, которые уже более активно ведут себя в группе. Воспитатель делая им замечание за проступок, объясняет, как можно изменить ситуацию и стараться больше не поступать подобным образом, чтобы не навредить ни себе ни окружающим, так, ребёнок который находиться на адаптации наглядно видит и осваивает некоторые правила поведения в группе. Здесь так же нужно учитывать многие моменты, подходить к личности каждого ребёнка с вниманием и пониманием того, что ему сейчас не комфортно, у него может быть страх, большие переживания. Очень важно помнить об индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Воспитателю нужно завоевать доверие ребёнка и стараться его доверие оправдать. А не сразу включать «главную тётю», которая научит тебя уму разуму и воспитает из тебя человека, включая на всех этапах своего обучения и воспитания критику.
Я как воспитатель группы раннего возраста и младшей группы из своего опыта хочу сказать, что у ребёнка, который приходит в детский сад, впервые входит в группу, страх. Он боится, той обстановки в которую его привели, он здесь впервые, мамы не будет рядом, он боится эту тётю воспитателя. Даже самый самостоятельный ребёнок испытывает беспомощность в момент адаптации. Первое знакомство с воспитателем –это очень важный момент, от которого зависит дальнейшее сближение с ребёнком. Помимо доброжелательного общения с родителями и самим ребёнком, воспитатель должен на первом этапе адаптационного периода принять ребёнка таким какой он есть. Просто сначала обратить внимание не на него и его проступки и недостатки, а на его чувства, на то, что в тот момент, когда ребёнок входит в новую обстановку, знакомиться с людьми, ему нужно дать понять, что ему рады, дать поверить, что ему здесь будет очень хорошо, что в тот момент, когда понадобиться помощь ему её окажут, научат всему.
Считаю, что и в школу, в первый класс ребёнок идёт, конечно же подготовленным, самостоятельным, но само вхождение в школьную жизнь- это тоже адаптационный период и учитель должен учитывать это. Не навешивать ярлыки, а пытаться понять, не критиковать и обсуждать проступки и нежелание учиться, а увидеть, что за этим скрывается, может быть ребёнок испытывает дискомфорт в группе сверстников и без критики, а она ещё и усугубляет его. Может быть ребёнку трудно преодолеть застенчивость и так далее и тому подобное. Учителю также, как и воспитателю нужно искать подход, помогать ребёнку освоиться в новой обстановке, сплотить детей дружбой, чтобы каждый стоял друг за друга горой. Это очень большой труд, но для этого мы и на своём месте. Мы пришли не ломать судьбы и характеры, а призваны сберечь личность и психику ребёнка, преумножить таланты, развить способности каждого ребёнка.
Если обеспечить каждому ребёнку благоприятную психологическую обстановку мы видим скачки в развитии- это и повышенная любознательность, и открытость новым знанием, вера в себя, а в дальнейшем большая благодарность воспитателю и учителю в виде проявления инициативы и желания следовать за ним, а значит и за новыми знаниями. Дети расцветают на глазах, развиваются каждый в своём таланте, делятся своими успехами. Радуются искренне, смеются задорно, играют дружно им легко даётся исследование и изучение всего нового и все, те качества и умения, которые пригодятся для учёбы в школе!
Считаю, что с таким подходом к детям, когда учитываются психологические особенности каждого ребёнка, эмоциональное состояние, когда учитывается желание каждого ребёнка и группы в целом- такой подход даёт результат, который превзойдё т все ваши ожидания: застенчивые дети становятся более раскрепощёнными и инициативными, не боятся задавать вопросы, проявлять себя, потому что знают, что их услышат, поймут, ответят, поддержат, научат, подбодрят, одобрят, а если и сделают замечание, то так, что ребёнок не будет чувствовать себя не уверенно, а просто научится и будет знать, как поступить в другой раз в такой ситуации. Они знают, что в них верят, а значит у них всё получиться.
Я считаю так: что развитие ребёнка, его успешность на всех этапах дошкольного и школьного образования на сто процентов зависит от развития, образования и личностных качеств педагога. Если и воспитатель, и учитель будут устанавливать доверительные отношения с детьми то и переходы от одной ступени образования к другой будут плавными и плодотворными как для педагогов, так и для детей, что во многом облегчит работу учителям, так как дети будут заинтересованы в процессе получения знаний.