Татьяна Мокина
Представления о феномене детского лидерства в отечественных и зарубежных исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 Представления о феномене детского лидерства в отечественных и зарубежных исследованиях
Анализ научной литературы, предпринятый с целью описания понятия «лидерство» показал, что этим вопросом занимались многие известные ученые, в их числе: Л. И. Божович, Э. Гидденс, А. А. Ершов, Б. И. Кретов, Б. Д. Парыгин, К. В. Сельченок, Л. И. Уманский,
Изучение научной литературы позволило выяснить, что освещение получили следующие вопросы: понятие лидерство и лидер, лидерские качества и пути их развития.
Публикация «Представления о феномене детского лидерства в отечественных и зарубежных исследованиях» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Понятие лидерства широко распространено в социологии, психологии, педагогике и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования.
В педагогике «лидерство» трактуется, как (от англ. leader – ведущий) ведущее влияние члена группы – лидера – на группу в целом [Давыдов, 2018, с. 345].
В психологии лидерство рассматривают, как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе [Зинченко, 2016, с. 232].
Б. Д. Парыгин, интерпретирует лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом [Парыгин, 2017, с. 34].
По мнению К. В. Сельченок, лидерство – это многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется тем, что лидерство проявляется везде и всегда, где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства ее членов. Наиболее заметными лидерские отношения становятся в тех случаях, когда перед группой стоит задача перехода из одного состояния в другое, или когда группа занимается распределением ресурсов. Таким образом, лидерство – это реализация оптимальной, в не котором смысле, системы внутригруппового взаимодействия, направленного на достижение общегрупповых целей [Сельченкок, 2020, с. 12].
В русле концепции Л. И. Уманского лидерство рассматривается как явление, сущность которого сводится к осуществлению ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи [Уманский, 2016, с. 54].
В исследованиях Л. И. Божович проблема лидерства рассматривалась как генезис (происхождение) вожачества. Функции вожачества, по его мнению, изменяются от ситуации (инициативы) в игре до общего руководства подгруппой. Например, ребенок-лидер в сюжетно-ролевой игре от начала и до конца играет руководящую роль (директор, заведующий, администратор и пр., в процессе игры дошкольник формирует коллектив и следит, чтобы он распадался [Божович, 2017, с. 13].
С. И. Карпова и Т. Д. Савенкова в своем исследовании рассматривают понятие «лидерская одаренность» как вид социальной одаренности – интегральной личностной характеристики, проявляющейся в наличии у ребенка высокого уровня интеллектуального развития (продуктивное мышление, когнитивная гибкость, способность к рефлексии, повышенной эмоциональной восприимчивости, мотивации к общению и взаимодействию со сверстниками, организационных способностях [Карпова, Савенкова, с. 57].
Исходя из вышеизложенного, представляется оправданным в качестве определения «лидерство» предложить следующее определение : лидерство является процессом, при котором один член группы (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели.
В философии понятие «лидер» - (от англ. - ведущий) – наиболее авторитетный член организации или социальной группы [Аверинцев, 2016, с. 457].
Л. И. Уманский отмечает, что лидер – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы [Уманский, 2016, с. 68].
Э. Гидденс рассматривает термин «лидер», как индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т. е. идеальном представлении других членов группы) [Гидденс, 2018, с. 263].
По мнению Б. И. Кретова, лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [Кретов, 2022, с. 73].
А. А. Ершов рассматривает это понятие в социально-психологическом смысле – лидер, или ведущий группы – это такой член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом [Ершов, 2016, с. 31].
Ш. А. Амонашвили говорит о том, что быть лидером – это талант. Можно развить этот талант в ребенке, но искусственно создать его нельзя. Это то же самое, как из человека, не обладающего музыкальным слухом, пытаться сделать музыканта. Если у ребенка нет этого дара, дайте ему право следовать за хорошим лидером. Нужно ориентироваться на способности ваших детей и осознавать, что ребенок – это «штучное» явление, поэтому воспитывать его надо как личность [Амонашвили].
Работы многих ученых посвящены изучению лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста и их развитию. Этим вопросом занимались: Т. В. Антонова, О. Г. Бердюгина, М. Емельянова, Л. Б. Зубанова, Я. Л. Коломинский, В. Г. Маралов, А. И. Матусик С. В. Проняева, А. В. Петровский, Е. И. Тихомирова и другие.
В исследования Л. Б. Зубановой, лидерские качества представляют собой совокупность навыков, знаний, умений, позволяющих личности собирать команду единомышленников и воздействовать на них [Зубанова, 2021, с. 54].
Я. Л. Коломинский, описывает лидерские качества, как навыки, знания и умения, которые используются при организации деятельности других людей для достижения общей цели [Коломинский, 2018, с. 54].
По мнению О. Г. Бердюгиной, дети дошкольного возраста, которые имеют высокий статус в коллективе сверстников, обладают такими качествами, как успешность в совместной деятельности, решительность, ответственность, самостоятельность; также нравственными качествами, такими как доброжелательность, справедливость, умение дружно играть; эмоционально-волевыми качествами: чистоплотность, незлопамятность, послушание, уступчивость, умение помочь. Немаловажным также является внешность ребенка. Например, для ребенка очень важна оценка сверстника положительная «он хороший» или «он плохой». Дошкольники замечают у сверстников успех в различных видах деятельности («хорошо рисует», «хорошо дежурит», обращают внимание на особенности внешности сверстника [Бердюгина, 2017, с. 24].
Для формирования и развития лидерских качеств основным условием служит создание ситуаций, в которых ребенок сможет перенять лидерское поведение. Это могут быть соревнования, театрализованные игры, игрыдраматизации, сюжетно-ролевые игры, наблюдения. В. Г. Маралов, доказал, что исследовательская деятельность способствует активизации познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом [Маралов, 2016, с. 47].
С. В. Проняева утверждает, что популярность ребенка зависит от его успешности в различной деятельности [Проняева, 2016, с. 54].
А. И. Матусик показала, что в ситуации успеха дети старшего дошкольного возраста активны, свободно реализуют свои потребности, а неуспех приводит к огорчению, пассивному отношению, потере желания общаться со сверстниками и взрослыми [Матусик, 2015, с. 45].
А. В. Петровский выделяет группу личностных качеств лидера, которые требует детский коллектив : общительность, отзывчивость, доброта, справедливость, дружелюбие [Петровский, 2017, с. 269].
Е. И. Тихомирова считает, что лидерские качества можно развивать и формировать в разных видах деятельности: игровой (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры-соревнования, познавательно-исследовательской (эксперимент, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование. Детская деятельность является условием фиксации лидерских качеств : организаторские способности, ответственность, успешность в познавательной деятельности, настойчивость, умение договариваться, желание везде быть первым, умение устанавливать правила игры. Можно выделить такие характерные черты как самостоятельность, любознательность, активность, подвижность, уверенность, решительность, смелость, эмоциональность, недовольство своими неудачами [Тихомирова, 2022, с. 136].
По мнению М. Емельяновой, детская деятельность является условием фиксации лидерских качеств : организаторские способности, ответственность, успешность в познавательной деятельности, настойчивость, умение договариваться, желание везде быть первым, умение устанавливать правила игры. Можно выделить такие характерные черты как самостоятельность, любознательность, активность, подвижность, уверенность, решительность, смелость, эмоциональность, недовольство своими неудачами [Емельянова, 2021, с. 24].
Т. В. Антонова, считает, что одним из самых важных факторов в формировании лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста является общение, так как только в эмоциональном контакте с взрослыми ребенок максимально усваивает жизненно необходимые правила поведения. Будущее ребенка по большей части зависит от того, в каких условиях протекает его детство. Очень важны такие моменты, как внутрисемейные отношения родителей, насколько квалифицированы воспитатели детского сада, в котором находится ребенок [Антонова, 2015, с. 54].
Во главе педагоги Ш. Амонашвили, в том числе, в развитии лидерских качеств, лежит некий принцип невмешательства в познавательную активность ребенка. Ведь по сути, если разобраться, то для чего вообще нужно воспитание? Да, ребенок делает много всего неправильного, и естественно, мы — взрослые должны уберечь и научить ребенка правилом безопасности жизнедеятельности. Но и многое из того, что ребенок совершает, естественно в его возрасте и он должен пройти этот этап возрастного развития. Но это мешает нам, взрослым людям. Мы ругаем, его за то, что он лазит, где не следует, бегает, раскидывает игрушки, и не задумываемся над тем, что это закономерность его развития. Вот что говорит нам Ш. Амонашвили: «Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить. А почему мы ему не разрешаем, больше запрещаем, чем даем разрешение на что-то?». Нужно всегда помнить педагогический принцип перехода из количественного в качественное, принцип разрешимых противоречий. Если ребенок сам не будет осваивать, разрешать возникшие перед ним трудности, задачи, значит никакого качественного скачка в его развитии не будет [Амонашвили, 1988, с. 72].
Все факторы развития личности и лидерских качеств взаимосвязаны между собой. Их воздействия составляют внешние и внутренние условия формирования и развития дошкольника. Проблема воспитания лидерских качеств у дошкольников актуальна, так как именно в этот период происходит становление личности ребенка. От того, насколько ребенок легко будет обладать умением общаться со сверстниками и взрослыми, уметь налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества, зависит его дальнейшая учебная деятельность. Именно в старшем дошкольном возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.
Выводы:
1. Современная наука располагает описанием понятий «лидерство», «лидер» : названа область применения лидерства, определены лидерские качества и их формирование у детей старшего дошкольного возраста.
2. В рамках нашего исследования принята следующие трактовки понятий лидерство, лидер и лидерские качества. Лидерство – это процесс, при котором один член группы (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели.
Лидер – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы.
Лидерские качества – это навыки, знания и умения, которые используются при организации деятельности других людей для достижения общей цели
3. На основе исследуемого материала, очевидно, что основными лидерскими качествами детей старшего дошкольного возраста являются успешность в совместной деятельности, решительность, ответственность, самостоятельность, доброжелательность, справедливость, умение дружно играть, чистоплотность, незлопамятность, послушание, уступчивость, умение помочь.
3. На основании теоретического анализа литературы было установлено, что лидерские качества можно развивать и формировать только в деятельности, такой как игровая (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры-соревнования, познавательно-исследовательская (эксперимент, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование.