Елена Водясова
Формирование чувства любви к родному краю через экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Представление собственного педагогического опыта воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 8» городского округа Саранск
Водясовой Елены Валерьевны
1. Ведение.
Тема опыта: «Формирование чувства любви к родному краю, через экологическое воспитание дошкольников»
Сведения об авторе: Водясова Елена Валерьевна, воспитатель.
Публикация «Формирование чувства любви к родному краю через экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образование: Высшее, «Мордовский государственный педагогический институт» им. Евсевьева.
Квалификация: «Организатор-методист дошкольного образования», специальность «Педагогика и методика дошкольного образования».
Актуальность опыта: Одна из главных нравственных задач, которая стоит перед педагогом дошкольного учреждения – воспитать любовь к родине и к природе родного края, учить сохранять и бережно относиться к ней. Большую роль здесь играют взрослые, участвующие в процессе его воспитания. Важно, чтобы ребенок не только слышал о культуре, но и видел пример природоохранного поведения.
Любой край имеет свои достопримечательности – природные, исторические и культурные. Все мы обязаны знать и оберегать свою малую родину, и, поэтому, важно знакомить дошкольников с природой родного края, воспитывая в них тем самым экологическую культуру и любовь к природе Мордовии.
Наблюдение за животным и растительным миром, беседы на основе полученных наблюдений, отгадывание загадок, чтение национальных сказок – все это помогает приобщить детей к экологической культуре. С этих небольших, но значимых ступенек начинается восхождение детей по лестнице познания природы родного края. Однако дети растут, и их интерес становится обширнее. Для большего понимания природы Мордовии необходимо изучать флору и фауну республики.
Поэтому, полученные знания детьми о природе родного края существенно повышают уровень экологического воспитания, выражающееся в качественно новом отношение к природе.
Основная идея опыта заключается в формировании экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с природой Мордовии.
Работа в данном векторе направлена формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольника к познанию природы родного края через удовлетворение их естественных потребностей в развитии на основе наблюдения, игр, бесед на экологические темы, проведение исследований и через взаимодействие с родителями.
Теоретическая база опыта. В ходе работы был изучен ряд методической литературы, в которой раскрывалась методика экологического воспитания посредством ознакомления с природой. Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику. Так, все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. И. Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Многие педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В. А. Сухомлинский).
На современном этапе существует множество наработок и методических пособий по развитию экологической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Среди широкого круга литературы выбрала базовые источники, специфику которых применяла в своей работе. Это труды С. Н. Николаевой «Теория и методика экологического образования детей», «Создание условий для экологического воспитания детей» и «Как приобщать ребенка к природе», А. М. Федотовой «Экологическое воспитание дошкольников», М. М. Макаровской «Уголок природы в детском саду»,
Н. Г. Лаврентьевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», А. Ручина «Природа Мордовского края: рассказы для самых маленьких читателей».
Основываясь на изученном материале, выработала свою концепцию воспитания детей, где ведущую роль сыграла программа О. В. Бурляевой «Мы в Мордовии живём».
Вся деятельность по экологическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления с природой Мордовии строилось с учётом потребностей и интересов детей, настоятельных пожеланий родителей; с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, которые позволяют решать задачи совместной деятельности детей и взрослого, а также самостоятельной деятельности дошкольников, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
Новизна педагогического опыта заключается в том, чтобы осуществлять экологическое воспитание посредством ознакомления с природой Мордовии с помощью тесного практического взаимодействия детей с объектами природы. Работа представлена в виде системы мероприятий по экологическому воспитанию старших дошкольников, в которую органически вошли сказки, легенды, стихи, мудрые изречения народов Мордовии; определено содержание регионального компонента экологического образования старших дошкольников (в изучении экологических объектов региона).
2. Технология опыта.
Основной целью данного педагогического опыта является воспитание экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с природой Мордовии.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
– расширять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях луга, сада, леса Мордовского края;
– знакомить с представителями животного мира (лось, зубр, косуля, крот, бобр, кабан) и птицах (глухарь, тетерев, беркут, серая цапля, проживающих на территории Мордовии;
– расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах Мордовии;
– ознакомить с природоохранными объектами Мордовии;
– использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
– воспитывать у дошкольников стремления участвовать в экскурсиях, беседах, наблюдении, исследованиях;
– вызывать интерес у родителей к экологическому воспитанию, побуждая беседовать с детьми и наблюдать за явлениями природы, активно включаться в процесс организации и проведения совместных прогулок.
Был разработан перспективный план деятельности по целенаправленному воспитанию экологической культуры посредством ознакомления с природой Мордовии по блокам: «Природа Республики Мордовии: «Растительный мир», «Животный мир», «Заповедные уголки Мордовии»
Были определены формы интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, а так же поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей :
Использовались традиционные интегрированные ООД в рамках одной темы решающие разные задачи развития детей и строящиеся на разных видах деятельности.
Особый интерес у детей вызывали нетрадиционные формы деятельности :
- Уроки доброты по темам: «Что значит быть добрым?», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кто может считаться заботливым?», «Как заботиться о комнатных растениях?», «Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?», «Чем красив цветок?», «Что значит быть ответственным?», «Чем удивительна лягушка?».
-Обсуждение и проигрывание ситуаций. Например: дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему? Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь?
-Экологические выставки и экспозиции по темам: «Лес – друг человека», «Богатство земли Мордовской», «Дары природы», «Космос» и т. д.
-Экологический музей. Дети совместно с родителями собирали такие экспонаты как: «Растительный мир родного края» (гербарий); «Редкие исчезающие виды растений и животных»(альбомы и фотографии); «Вода: ее использование и охрана» (иллюстрации); «Зеленая аптека» (паспорт объект экологической тропы ДОО); «Таинственный мир насекомых» (альбом) и т. д.
-Экскурсии: в парк, в поле, в огород, цветник – в целях ознакомления с трудом взрослых.
- Практическая деятельность детей. Дети принимали участие в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев, кустарников, подкармливали птиц.
-Занятия и наблюдения на экологической тропе.
-Экологический кружок
-Экологические акции : «Синичкин день», «Батарейки. Сдавайтесь!», «Добрые крышечки», «Покормите птиц зимой» и др.
-Экологический проект – «Эколята-дошколята», «Эколята-юные защитники природы «Огород на окне», «Съедобно - несъедобно» направлены на решение определенных задач в процессе исследования.
Кроме того, активно использовались совместные с родителями мероприятия: вечер «Мой край родной», фотовыставка «Край родной – Мордовия моя!». Дошкольники с огромным желанием участвовали во всех мероприятиях и беседах, с интересом выполняли все задания и упражнения. Данные формы обучения дают возможность достигать в работе наиболее значимых результатов, активно привлекать к экологическому образованию родителей
Для педагогов, с целью повысить профессиональную компетентность в области современных методов и форм экологического воспитания, были организованы:
- мастер-класс по изготовлению эко-игрушки в детском саду «Травник»;
- открытое ООД «Юные помощники планеты Земля»;
- консультация «Создание условий для экологического воспитания в детском саду», «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края».
3. Результативность опыта.
Использованная система работы, оказала значительное влияние на рациональное использование детьми полученных знаний в повседневной жизни в рамках дошкольного учреждения и за его пределами, дома, на улице.
Так в ходе применения комплекса занятий я отметила, что у детей сформировалась установка на бережное отношение к окружающей среде, любовь к природе. У дошкольников сформировалось представление о том, что все вокруг тоже нуждается в заботе, как и они сами. Дети овладели правильными формами поведения в различных ситуациях.
В результате проделанной, работы есть положительные результаты:
– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Уровни Экологические
представления Экологическое
поведение Экологическое
отношение
Уровень начальных представлений Контро-
льный мониторинг
Уровень начальных представлений Контро-
льный мониторинг
Уровень начальных представлений Контро-
льный мониторинг
Высокий 10% 40% 10% 40% 10% 40%
Средний 50% 60% 50% 60% 40% 60%
Низкий 40% 0% 40% 0% 50% 0%
Воспитанники моей группы являются постоянными различных конкурсов, выставок, акций. Самые яркие из них:
- Фомкин Кирилл - Диплом за II место в городском конкурсе новогодних ёлочных игрушек «Время сказочных затей!» 2022г.
- Базанов Павел - Диплом в онлайн - марафоне фотографий «Крещенские забавы» МБУК «Дом культуры Луч». 2023г.
- Аброськина Ксения - Диплом победителя республиканского конкурса «Флора Дизайн». В номинации : «Модели одежды из бросовых и прочих материалов» 2023г.
- Базанов Павел - Грамота за II место в XX республиканском конкурсе детско – юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» 2023г.
- Резяпкина София - Грамота за III место в XX республиканском конкурсе детско – юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» 2023г.
- Рыженкова Ульяна - Диплом I степени в международной викторине «Явления природы» 2023г.
- Пиняева аделина - Диплом I степени в международной викторине «Правила безопасности на льду» 2023г.
Можно отметить тот факт, что возрос уровень компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей, а также профессионализм и творческий потенциал педагогов по вовлечению дошкольников в совместные мероприятия, проведение круглых столов и консультаций.
Одним из эффективных показателей по данному направлению за период с 2019г. по 2023г. считаю личностный профессиональный рост. За время реализации опыта имею следующие результаты работы:
Участие в профессиональных конкурсах:
- Призёр всероссийского конкурса учебно-методических разработок среди студентов спо и во. педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы «Педагогическое мастерство и творчество»-2023 год;
- Диплом III Республиканский конкурс профессионального мастерства «Педагог поколения «Альфа» - 2022»;
Распространение педагогического опыта на заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, форумах:
- Выступление на Международной научно-практической конференции – 59-е ЕВСЕВЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, посвященной году педагога и наставника с докладом «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников» - апрель 2023г
- Выступление на круглом столе: Проведение мастер-класса для педагогов: «Дидактическая игра «Одень солдата», как средство патриотического воспитания дошкольников». Государственное бюджетное учреждение дополнительно профессионального образования Республики Мордовия ЦНППМПР «Педагог 13. ру»
- Выступление на городском семинаре для воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с докладом : «Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей Родины». МУ «Информационно-методический центр»;
Публикации в различных печатных и электронных изданиях :
- Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно – практической конференции г. Саранск 20– 21 апреля 2023 год. «Дети и детство в современном провинциальном социуме». Текстовое электронное издание. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева;
- Публикация на Международном сайте научных статей elibrary.ru «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»
Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы:
В ходе реализации педагогического опыта пополнилось материально техническое и методическое оснащение группы:
-Оформлен уголок патриотического воспитания с необходимыми атрибутами национальной культуры, детской литературы, альбомами: «Заповедная Мордовия», «Природа мордовского края», «Красная книга Республики Мордовия»;
- Оснащен экологический мини музей в группе;
- Центры экспериментирования,
- Центры наблюдения за природой и др.
Пополнилась методическая копилка:
- разработаны конспекты открытых занятий («Юные помощники планеты Земля», «Природа мордовского края», «Заповедники Республики Мордовия»,
- консультации для родителей («Как научить ребенка беречь природу», «Как развить у ребенка интерес к природе», «Советы родителям про экологическое воспитание в семье»).
- разработана и апробирована дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «В гостях у природы» для детей 4-5 лет,
- оформлена картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста,
- создан лэпбук «Животные и растения Мордовии».
В ходе реализации данного педагогического опыта было установлено:
– единство дошкольной организации и семьи в вопросах экологического воспитания;
– создана система работы, по приобщению детей к экологической культуре на основе любви к природе Мордовии;
В дальнейшем, планирую продолжить работу по данной теме, так как только систематичность и последовательность может привести к положительному результату.
4. Список литературы:
1. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем / О. В. Бурляева // Образовательный модуль дошкольного образования. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2015.
2. Веракса, Н. Е. От рождения до школы : программа / Н. Е. Веракса,
Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Наука, 2017. – 273 с.
3. Жуковская, Р. Н. Родной край : пособие для воспитателей детского сада / Р. Н. Жуковская и др. ; под ред. С. А. Козловой. – М. :Просвещение, 2018.
4. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / Н. Г. Лаврентьева. – Чита : Заб ГПУ, 2012.
5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2019.
6. Николаева, С. Н. Юный эколог / С. Н. Николаева. – М. :Мозаика-Синтез, 2017.