Ольга Капкурова
Организация патриотического воспитания в школе — интернате
▼ Скачать + Заказать документы
Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя ГКОУ РМ «Ширингушская школа-интернат"
Капкуровой Ольги Юрьевны
Тема: «Организация патриотического воспитания в школе - интернате»
Капкурова Ольга Юрьевна - воспитатель ГКОУ РМ «Ширингушская школа – интернат» со стажем работы в данном учебном заведении 4 года, общий педагогический стаж 5 лет. Образование средне – специальное. Окончила Зубово- Полянский педагогический колледж в 2015 году, по профессии «учитель начальных классов»
Актуальность педагогического опыта.
Публикация «Организация патриотического воспитания в школе — интернате» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма школьников.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Усиливающаяся экспансия антигуманных явлений массовой коммерческой культуры угрожает самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В этих непростых условиях, я думаю каждый из нас как воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающей её со своими недостатками и желающего сделать её лучше.
Поэтому стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)
Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогаю им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Основная педагогическая идея.
Воспитание патриотизма занимает важное место в целенаправленной социализации детей и молодежи. Его приоритетная роль обусловлена огромным потенциалом патриотизма в социализации подрастающего поколения, предполагающей интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, класс, школу). Потенциал патриотизма в социализации детей и молодежи во многом обусловлен его универсальностью как социального явления, многозначностью проявления, интегрированными взаимосвязями с другими значимыми для человека личностными образованиями.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения России как великой державы.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и важнейшими качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.
Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым, В. А. Сухомлинским.
Ещё совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”.
В наших современных ребятах практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всё м: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т. п.
Можно сделать вывод, что чувство патриотизма у подростков ослабло, личностные заботы наших обучающихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно - чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.
Что же такое “патриотизм”? Патриотизм (от греческого patris) - Родина, Отечество и преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов.
Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с её историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.
А что же такое патриотическое воспитание?
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основными задачами патриотического воспитания являются :
1. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
2. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
3. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
4. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
5. Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
6. Физическое развитие подростков, формирование здорового образа жизни.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в учебном коллективе - это всё формирует патриотизм.
Одним из направлений моей работы, как воспитателя, является патриотическое воспитание.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
-способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории своей Родины; государственной символике своей страны;
-совершенствование нравственных качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, чувства гуманизма, ответственности, готовности к нравственному самовоспитанию, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении;
-формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, правосознания, гражданской ответственности обучающихся.
Новизна данного опыта.
Первые чувства гражданственности и патриотизма возникают еще в младшем школьном возрасте, так как фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для детей младшего школьного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно – патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности начиная с младшего школьного возраста.
В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей воспитатель должен придерживаться важнейших педагогических принципов:
- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-учителя», так как работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок.
- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.
А так же принципы:
• Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
• Принцип индивидуального и личностного подхода.
Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании: инновационного метода проектной деятельности, разработке авторских дидактических игр, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.
Технология опыта.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы : ее роль в этом плане невозможно переоценить. Поэтому хотелось рассмотреть средства и методы для решения задачи патриотического воспитания.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника начиная с младшего возраста.
В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов:
1. Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
2. Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
3. Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребё нку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
4. Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарении, полезность, новизна, а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
5. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Интеграция – означает объединение. Следовательно, интеграция в образовательном процессе подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.
Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно: - представления детей развиваются в направлении целостного познания предметов и явлений окружающего мира.
Что касается форм работы по воспитанию патриотизма у детей, то, как известно из нашей практике, они разнообразны:
-экскурсии. Патриотическое воспитание с помощью экскурсии позволяет заложить начала понимания прошлого и настоящего, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам;
-краеведческая деятельность. Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм внеклассной деятельности. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание;
круглые столы - это группа методов включает в себя: различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить возможность практического использования теоретических знаний. Такие занятия призваны обеспечить развитие творческого мышления, профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условия;
-викторины - викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления;
-конкурсы – это своего образа соревнование. Именно в процессе соревнования дети стремятся максимально проявить себя и показать все имеющиеся у них знания и умения. Соревнование воспитывает у ребят волевые качества, стимулирует развитие творческой активности, ответственности и инициативы;
Интеграция в образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс.
Результативность
С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня с форсированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.
Результаты мониторинга в группе показали, что в начале (2017) года 20 % детей имели низкий уровень, 58 % детей средний и 22 % высокий уровень.
К концу учебного года (2018г.) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 23 % детей, 59 % средний уровень и 18 % детей низкий уровень.
Результаты мониторинга в группе показали, что в середине учебного года (2018г.) 16% детей имели низкий уровень, 55% детей средний и 29,% высокий уровень.
Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает :
1. Значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.
2. На занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов.
3. С удовольствием рассказывают о семье, традициях.
4. Хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру.
5. Проявляют любовь к родителям, родному дому, семье.
6. Уважительно относятся к человеку и результатам его труда.
7. Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
8. Интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
Список литературы.
1. Аверченко, А. Т. Вопросы воспитания / А. Т Аверченко; Художник А. М. Елисеев. - М. : ЭНАС-КНИГА, 2012.- 64 с.
2. Башкова Н. Г. Патриотическое воспитание в муниципальных библиотеках [Электронный ресурс] // МБУК «Новозыбковская городская централизованная библиотечная система: [сайт]. - Режим доступа: https://nowbibl.ru
3. Вересов, Д. Воспитание чувств. Кн. 1. Ближний берег Нила / Д. Вересов. - СПб. : АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2011.442 с.
4. Гурьян З. П. Патриот. Гражданин, Читатель: патриотическое воспитание детей и юношества в библиотеке [Электронный ресурс] // Омская областная библиотека для детей и юношества: [ сайт]. – Режим доступа: https://oubomsk.ru
5. Дудина М. Н. Новая образовательная парадигма: проблемы содержания образования // Образование и наука. 2010 № 2. с. 3-18
6. Никандров Н. Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука. 2011.№ 2. С. 3-11
7. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива : пер. с укр. / В. А. Сухомлинский. -М. : Молодая гвардия, 1975.- 240 с.
8. Теоретические основы воспитания /В. П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая. -М. : ИЦ Академия, 2010.272 с.
9. Черноусова, Ф. П. Духовно-нравственное воспитание -основа формирования потребности человека в человеке / Ф. П. Черноусова. - М. : УЦ Перспектива, 2013.- 120 с.
10. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2014 № 5. с 3-14
11. Фиофанова О. А. Педагогика взросления как новая область знания и воспитательной практики // Образование и наука. 2008.№ 1, с. 23-34