Папки-передвижки

Организация патриотического воспитания в школе — интернате

Ольга Капкурова
Организация патриотического воспитания в школе — интернате
▼ Скачать + Заказать документы

Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя ГКОУ РМ «Ширингушская школа-интернат"

Капкуровой Ольги Юрьевны

Тема: «Организация патриотического воспитания в школе - интернате»

Капкурова Ольга Юрьевна - воспитатель ГКОУ РМ «Ширингушская школа – интернат» со стажем работы в данном учебном заведении 4 года, общий педагогический стаж 5 лет. Образование средне – специальное. Окончила Зубово- Полянский педагогический колледж в 2015 году, по профессии «учитель начальных классов»

Актуальность педагогического опыта.

Публикация «Организация патриотического воспитания в школе — интернате» размещена в разделах

Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма школьников.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Усиливающаяся экспансия антигуманных явлений массовой коммерческой культуры угрожает самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В этих непростых условиях, я думаю каждый из нас как воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающей её со своими недостатками и желающего сделать её лучше.

Поэтому стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.)

Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогаю им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Основная педагогическая идея.

Воспитание патриотизма занимает важное место в целенаправленной социализации детей и молодежи. Его приоритетная роль обусловлена огромным потенциалом патриотизма в социализации подрастающего поколения, предполагающей интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, класс, школу). Потенциал патриотизма в социализации детей и молодежи во многом обусловлен его универсальностью как социального явления, многозначностью проявления, интегрированными взаимосвязями с другими значимыми для человека личностными образованиями.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения России как великой державы.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и важнейшими качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.

Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым, В. А. Сухомлинским.

Ещё совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”.

В наших современных ребятах практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всё м: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т. п.

Можно сделать вывод, что чувство патриотизма у подростков ослабло, личностные заботы наших обучающихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно - чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.

Что же такое “патриотизм”? Патриотизм (от греческого patris) - Родина, Отечество и преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов.

Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с её историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

А что же такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Основными задачами патриотического воспитания являются :

1. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

2. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

3. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.

4. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

5. Передача и развитие лучших традиций российского воинства.

6. Физическое развитие подростков, формирование здорового образа жизни.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в учебном коллективе - это всё формирует патриотизм.

Одним из направлений моей работы, как воспитателя, является патриотическое воспитание.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

-способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории своей Родины; государственной символике своей страны;

-совершенствование нравственных качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, чувства гуманизма, ответственности, готовности к нравственному самовоспитанию, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении;

-формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, правосознания, гражданской ответственности обучающихся.

Новизна данного опыта.

Первые чувства гражданственности и патриотизма возникают еще в младшем школьном возрасте, так как фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для детей младшего школьного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно – патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности начиная с младшего школьного возраста.

В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей воспитатель должен придерживаться важнейших педагогических принципов:

- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-учителя», так как работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок.

- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.

А так же принципы:

• Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»

• Принцип индивидуального и личностного подхода.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании: инновационного метода проектной деятельности, разработке авторских дидактических игр, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.

Технология опыта.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы : ее роль в этом плане невозможно переоценить. Поэтому хотелось рассмотреть средства и методы для решения задачи патриотического воспитания.

Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника начиная с младшего возраста.

В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов:

1. Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

2. Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

3. Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребё нку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

4. Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарении, полезность, новизна, а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

5. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Интеграция – означает объединение. Следовательно, интеграция в образовательном процессе подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно: - представления детей развиваются в направлении целостного познания предметов и явлений окружающего мира.

Что касается форм работы по воспитанию патриотизма у детей, то, как известно из нашей практике, они разнообразны:

-экскурсии. Патриотическое воспитание с помощью экскурсии позволяет заложить начала понимания прошлого и настоящего, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам;

-краеведческая деятельность. Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм внеклассной деятельности. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание;

круглые столы - это группа методов включает в себя: различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить возможность практического использования теоретических знаний. Такие занятия призваны обеспечить развитие творческого мышления, профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условия;

-викторины - викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления;

-конкурсы – это своего образа соревнование. Именно в процессе соревнования дети стремятся максимально проявить себя и показать все имеющиеся у них знания и умения. Соревнование воспитывает у ребят волевые качества, стимулирует развитие творческой активности, ответственности и инициативы;

Интеграция в образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс.

Результативность

С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня с форсированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.

Результаты мониторинга в группе показали, что в начале (2017) года 20 % детей имели низкий уровень, 58 % детей средний и 22 % высокий уровень.

К концу учебного года (2018г.) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 23 % детей, 59 % средний уровень и 18 % детей низкий уровень.

Результаты мониторинга в группе показали, что в середине учебного года (2018г.) 16% детей имели низкий уровень, 55% детей средний и 29,% высокий уровень.

Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает :

1. Значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.

2. На занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

3. С удовольствием рассказывают о семье, традициях.

4. Хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру.

5. Проявляют любовь к родителям, родному дому, семье.

6. Уважительно относятся к человеку и результатам его труда.

7. Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

8. Интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

Список литературы.

1. Аверченко, А. Т. Вопросы воспитания / А. Т Аверченко; Художник А. М. Елисеев. - М. : ЭНАС-КНИГА, 2012.- 64 с.

2. Башкова Н. Г. Патриотическое воспитание в муниципальных библиотеках [Электронный ресурс] // МБУК «Новозыбковская городская централизованная библиотечная система: [сайт]. - Режим доступа: https://nowbibl.ru

3. Вересов, Д. Воспитание чувств. Кн. 1. Ближний берег Нила / Д. Вересов. - СПб. : АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2011.442 с.

4. Гурьян З. П. Патриот. Гражданин, Читатель: патриотическое воспитание детей и юношества в библиотеке [Электронный ресурс] // Омская областная библиотека для детей и юношества: [ сайт]. – Режим доступа: https://oubomsk.ru

5. Дудина М. Н. Новая образовательная парадигма: проблемы содержания образования // Образование и наука. 2010 № 2. с. 3-18

6. Никандров Н. Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука. 2011.№ 2. С. 3-11

7. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива : пер. с укр. / В. А. Сухомлинский. -М. : Молодая гвардия, 1975.- 240 с.

8. Теоретические основы воспитания /В. П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая. -М. : ИЦ Академия, 2010.272 с.

9. Черноусова, Ф. П. Духовно-нравственное воспитание -основа формирования потребности человека в человеке / Ф. П. Черноусова. - М. : УЦ Перспектива, 2013.- 120 с.

10. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2014 № 5. с 3-14

11. Фиофанова О. А. Педагогика взросления как новая область знания и воспитательной практики // Образование и наука. 2008.№ 1, с. 23-34

Публикации по теме:

Уголок патриотического воспитания во второй младшей группеУголок патриотического воспитания во второй младшей группе В нашем детском саду недавно прошел смотр-конкурс уголков патриотического воспитания. Я работаю во второй младшей группе и тоже внесла свой.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Досуговая деятельность в школе-интернате 1 слайд: Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо.

Фотоотчёт «1 сентября в Землянской школе-интернате»Фотоотчёт «1 сентября в Землянской школе-интернате» Промчалось лето красное, весёлое и вольное. настало время классное, дворовое и школьное. Немножечко дождливое, холодное и стужное, но всё-таки.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания День Защитника Отечества - особый праздник в истории нашей страны. Очень важно в детском саду и каждых его группах оформление патриотических.

Конспект самоподготовки для детей с ОВЗ в школе-интернате 6 группа. Цель: Формировать навыки самостоятельности при выполнении самостоятельной работы. Задачи: - Учить самостоятельному выполнению.

Конспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детейКонспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детей Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цель: воспитать уважительное отношение к своей семье; пробудить у детей желание к ведению.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России»Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России» Уголок патриотического воспитания, является неотъемлемой частью предметной среды в группе. Цель патриотического уголка - воспитание любви.

Уголок военно-патриотического воспитания в подготовительной к школе группеУголок военно-патриотического воспитания в подготовительной к школе группе Добрый день, коллеги! Предлагаю вам познакомиться с моим оформлением военно-патриотического уголка в подготовительной группе детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация патриотического воспитания в школе — интернате
Опубликовано: 14 февраля 2020 в 19:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация патриотического воспитания в школе — интернате» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Капкурова (УИ 454768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД