МААМ-картинки

Краеведение как средство нравственно — патриотического воспитания дошкольников

Алёна Горожанова
Краеведение как средство нравственно — патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Представление педагогического опыта

Тема: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Актуальность

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Публикация «Краеведение как средство нравственно — патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую Родину, нам нужно показать ее с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной край, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой родной край? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к родному краю, если сама не прониклась этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым Родным краем.

По результатам анкетировании (приложение №1) выяснилось, что у детей очень мало представлений о родном крае. (Дети, знали только как называется село в котором они живут).

Поэтому поставила перед собой цель: ознакомление детей дошкольного возраста с малой Родиной с целью развития у них нравственно-патриотических чувств.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

- Формировать представления о малой Родины (об уникальности и красоте природы, животных, населяющих нашу местность; о знаменитых людях, прославивших свой край; об исторических местах Зауралья.)

- Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в сельской местности;

- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы.

Наш детский сад работал по региональному проекту до профессиональной подготовки «Агробизнесобразование в Зауралье. Как одним из направлений данной работы была разработана программа: «Тропинки родного края», которую я реализовала в рамках кружковой работы.

Работа по реализации краеведения велась в нескольких направлениях:

работа с детьми;

работа с родителями;

работа с социумом.

В самом начале работы был создан в группе тематический уголок «Родной край». Знакомство с родным краем я разделила на блоки:

Первый блок - Я, моя семья, дом, в котором я живу.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Были проведены беседы, на которых воспитанники, показывая фотографии, рассказывали о своих родных, где они работают, о любимом хобби семьи, о семейных традициях. Результатом этой работы стали альбомы: «Семейные традиции», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Я и мои домашние животные»

Работа с родителями велась в форме: «Семейной гостиной»: - «Знакомство с профессиями парикмахер, повар».

Второй блок - Мой родной край.

Начиная работу по этому блоку знакомила детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, достопримечательностями нашего села.

С детьми ходили на экскурсии по своему селу, смотрели и изучали название улиц и почему они так называются? Выяснили –что Улица Лесная называется так, потому что она находится рядом с лесом, улица Приозерная-так как рядом с ней находится озеро, улица Пилотная на которой стоит наш детский сад, был огромный значимый проект для села, который назывался Пилотным.

С достопримечательностями села Чистопрудное знакомились во время экскурсий. Делали фотоснимки и создавали из них альбомы: «Мое село Чистопрудное».

Совместно с родителями дети рисовали рисунки «Моё село Чистопрудное»

Далее знакомство продолжилось с Шадринским районом. С детьми просматривали видеоролики про Шадринский район, познакомились с символикой Шадринского района. Создали альбом «Достопримечательности Шадринского района». К дню рождения Курганской области на занятиях кружка дети нарисовали флаг и герб на снегу.

Третий блок- Люди труда.

Во время экскурсий по родному селу, мы пришли к Дому культуры где дети увидели Доску Почета, на которой находятся фотографии Почетных граждан села Чистопрудное. Дети заинтересовались и кто же эти люди, и тогда пришла мысль добавить еще один блок «Люди труда». В этот блок вошли беседы о знаменитых людях земли Шадринской (Т. С. Мальцев, И. Д. Шадр). А так же рассказывала детям о династиях хлеборобов-механизаторов (Робертус И. Я); лауреатах премии имени Терентия Семеновича Мальцева, живущих в нашем селе (родители наших детей Горяинов А. А, Литвиненко С. В, Яичникова, Уфимцева Л. Н, заслуженных учителях (Потапова В. М.); Лауреатах премии имени Виктора Романовича Петровских (Долгих И. П, Попова В. В); Почетных жителях села Чистопрудное (Александров А. В.); Почетных жителях Шадринского района, живущих в нашем селе (Уфимцева Л. Н., Уфимцев С. В).

К сожалению в нашем селе, не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной Войны, но проживают труженики тыла и дети войны. Их мы тоже не смогли обойти вниманием, поэтому в рамках тематической недели ко дню Великой победы вместе с детьми проводим Тематические вечера: «Дети войны, встреча поколений», Акции: «Дорога к ветерану», «Свеча памяти», «Бессмертный полк».

Четвертый блок- Родная природа.

Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю. Воспитывая у дошкольников любовь к природе, педагог одновременно развивает этическую отзывчивость на все прекрасное, стремление ценить и беречь природу, как источник красоты.

С детьми провожу экскурсии в лес, в разное время года. Во время экскурсии беседуем, собираем природный материал для поделок. Дети с удовольствием рассматривают листья и придумывают что они будут делать из них, какую аппликацию или поделку. Смотря на то, как им это нравится, я разработала программу «Волшебный мир природного материала» - где с детьми изготавливаем различные аппликации, поделки из природного материала.

В зимнее время мы с детьми не только лепим снеговиков, но и рисуем на снегу.

В группе изготовлены альбомы: «Птицы, животные родного края», «Лекарственные растения нашего края», «Деревья нашего края», «Красная книга Шадринского района», собраны различные энциклопедии про животных, природу, которые дети с удовольствием рассматривают.

На территории детского сада есть огород, где каждая группа принимает активное участие в посадке и в сборе урожая.

Ежегодно 22 апреля у нас проводится «День земли», в ходе которого проходят тематические занятия в разной форме.

Совместно с родителями мы проводим акции: «Покорми птиц зимой», «Кормушка своими руками», «Посади дерево», «Мы за чистое село».

Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии своего села, района, природе, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш район, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена по развитию нравственных качеств и воспитанию маленьких патриотов.

В результате моей работы по этой теме уровень знаний и представлений воспитанников стал гораздо выше, это показали итоговые занятия-викторины. Дети стали иначе смотреть на родной край, видя, как он красив и интересен, сформировался интерес к исследованию природы родного края; значительно расширилось представление об окружающем мире. Я продолжаю работать в этом направлении и надеюсь воспитать в детях чувство гордости за свою Малую Родину- Шадринский район.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведение как средство нравственно — патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 16:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведение как средство нравственно — патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Горожанова (УИ 847146) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД