Алёна Горожанова
Краеведение как средство нравственно — патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
Тема: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Публикация «Краеведение как средство нравственно — патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую Родину, нам нужно показать ее с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной край, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой родной край? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к родному краю, если сама не прониклась этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым Родным краем.
По результатам анкетировании (приложение №1) выяснилось, что у детей очень мало представлений о родном крае. (Дети, знали только как называется село в котором они живут).
Поэтому поставила перед собой цель: ознакомление детей дошкольного возраста с малой Родиной с целью развития у них нравственно-патриотических чувств.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Формировать представления о малой Родины (об уникальности и красоте природы, животных, населяющих нашу местность; о знаменитых людях, прославивших свой край; об исторических местах Зауралья.)
- Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в сельской местности;
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы.
Наш детский сад работал по региональному проекту до профессиональной подготовки «Агробизнесобразование в Зауралье. Как одним из направлений данной работы была разработана программа: «Тропинки родного края», которую я реализовала в рамках кружковой работы.
Работа по реализации краеведения велась в нескольких направлениях:
работа с детьми;
работа с родителями;
работа с социумом.
В самом начале работы был создан в группе тематический уголок «Родной край». Знакомство с родным краем я разделила на блоки:
• Первый блок - Я, моя семья, дом, в котором я живу.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Были проведены беседы, на которых воспитанники, показывая фотографии, рассказывали о своих родных, где они работают, о любимом хобби семьи, о семейных традициях. Результатом этой работы стали альбомы: «Семейные традиции», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Я и мои домашние животные»
Работа с родителями велась в форме: «Семейной гостиной»: - «Знакомство с профессиями парикмахер, повар».
• Второй блок - Мой родной край.
Начиная работу по этому блоку знакомила детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, достопримечательностями нашего села.
С детьми ходили на экскурсии по своему селу, смотрели и изучали название улиц и почему они так называются? Выяснили –что Улица Лесная называется так, потому что она находится рядом с лесом, улица Приозерная-так как рядом с ней находится озеро, улица Пилотная на которой стоит наш детский сад, был огромный значимый проект для села, который назывался Пилотным.
С достопримечательностями села Чистопрудное знакомились во время экскурсий. Делали фотоснимки и создавали из них альбомы: «Мое село Чистопрудное».
Совместно с родителями дети рисовали рисунки «Моё село Чистопрудное»
Далее знакомство продолжилось с Шадринским районом. С детьми просматривали видеоролики про Шадринский район, познакомились с символикой Шадринского района. Создали альбом «Достопримечательности Шадринского района». К дню рождения Курганской области на занятиях кружка дети нарисовали флаг и герб на снегу.
• Третий блок- Люди труда.
Во время экскурсий по родному селу, мы пришли к Дому культуры где дети увидели Доску Почета, на которой находятся фотографии Почетных граждан села Чистопрудное. Дети заинтересовались и кто же эти люди, и тогда пришла мысль добавить еще один блок «Люди труда». В этот блок вошли беседы о знаменитых людях земли Шадринской (Т. С. Мальцев, И. Д. Шадр). А так же рассказывала детям о династиях хлеборобов-механизаторов (Робертус И. Я); лауреатах премии имени Терентия Семеновича Мальцева, живущих в нашем селе (родители наших детей Горяинов А. А, Литвиненко С. В, Яичникова, Уфимцева Л. Н, заслуженных учителях (Потапова В. М.); Лауреатах премии имени Виктора Романовича Петровских (Долгих И. П, Попова В. В); Почетных жителях села Чистопрудное (Александров А. В.); Почетных жителях Шадринского района, живущих в нашем селе (Уфимцева Л. Н., Уфимцев С. В).
К сожалению в нашем селе, не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной Войны, но проживают труженики тыла и дети войны. Их мы тоже не смогли обойти вниманием, поэтому в рамках тематической недели ко дню Великой победы вместе с детьми проводим Тематические вечера: «Дети войны, встреча поколений», Акции: «Дорога к ветерану», «Свеча памяти», «Бессмертный полк».
• Четвертый блок- Родная природа.
Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю. Воспитывая у дошкольников любовь к природе, педагог одновременно развивает этическую отзывчивость на все прекрасное, стремление ценить и беречь природу, как источник красоты.
С детьми провожу экскурсии в лес, в разное время года. Во время экскурсии беседуем, собираем природный материал для поделок. Дети с удовольствием рассматривают листья и придумывают что они будут делать из них, какую аппликацию или поделку. Смотря на то, как им это нравится, я разработала программу «Волшебный мир природного материала» - где с детьми изготавливаем различные аппликации, поделки из природного материала.
В зимнее время мы с детьми не только лепим снеговиков, но и рисуем на снегу.
В группе изготовлены альбомы: «Птицы, животные родного края», «Лекарственные растения нашего края», «Деревья нашего края», «Красная книга Шадринского района», собраны различные энциклопедии про животных, природу, которые дети с удовольствием рассматривают.
На территории детского сада есть огород, где каждая группа принимает активное участие в посадке и в сборе урожая.
Ежегодно 22 апреля у нас проводится «День земли», в ходе которого проходят тематические занятия в разной форме.
Совместно с родителями мы проводим акции: «Покорми птиц зимой», «Кормушка своими руками», «Посади дерево», «Мы за чистое село».
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии своего села, района, природе, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш район, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена по развитию нравственных качеств и воспитанию маленьких патриотов.
В результате моей работы по этой теме уровень знаний и представлений воспитанников стал гораздо выше, это показали итоговые занятия-викторины. Дети стали иначе смотреть на родной край, видя, как он красив и интересен, сформировался интерес к исследованию природы родного края; значительно расширилось представление об окружающем мире. Я продолжаю работать в этом направлении и надеюсь воспитать в детях чувство гордости за свою Малую Родину- Шадринский район.