Юлия Подгорбунских
Представление педагогического опыта «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Проект по самообразованию
«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Актуальность выбранной темы
Публикация «Представление педагогического опыта „Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучающие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Мелкая моторика — это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
В настоящее время на рынке пособий для развития ребёнка в большом разнообразии представлены книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. И это неспроста. Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет 20 назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и пр. Сейчас же многие такие действия ушли из обихода в связи с ненадобностью, их с успехом заменила техника, либо повышение уровня жизни вывело некоторые из них за черту необходимых. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застёгивание и расстёгивание застёжек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
По мнению философа И. Канта: «Рука – это мозг, выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Поэтому я считаю, что проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу по теме «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста», с детьми второй младшей группы (3-4 лет, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Новизна опыта состоит в насыщении системы работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через внедрение комплексов нетрадиционных приёмов во все виды образовательной деятельности. Комплексы нетрадиционных приёмов органично включены во все составляющие образовательного процесса (ООД, прогулки, свободную игровую деятельность). Комплексы рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с детьми.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики.
Для реализации цели выдвинуты следующие задачи:
Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Содействовать нормализации речевой функции;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме: И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», а также журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные ресурсы.
Представление опыта работы
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Мониторинг определения уровня развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом проводился по методикам Н. О. Озерецкого, Н. И. Гуревича, Л. А. Венгера ( критерии: пальчик с носиком здороваются; уложи монеты в коробку; нарисуй пальцами кружочки; давай поздороваемся; «Колечко»; «Наши пальчики»).
Проведенный мониторинг развития мелкой моторики показала, что 56% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, 44% - средний, а высокий - 0%.
Поэтому, я пришла к выводу, что мне необходимо:
- систематизировать игры по развитию мелкой моторики;
- разработать перспективный план по развитию мелкой моторики;
- оформить картотеку пальчиковых игр;
- дополнить развивающую предметно-пространственную среду пособиям по развитию мелкой моторики.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.
Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, изготовлены игры и пособия для развития мелкой моторики, побуждая воспитанников к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей и развивают другие психические функции (внимание, мышление, память). В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счетные палочки, матрешки, мозаика, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей. Весь наглядный материал и дидактические игры, имеют привлекательный внешний вид: приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами я используют и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, крупы, семена растений, камни, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности : для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и другое.
Разрабатывая систему работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, опираясь, на основные исходные положения научных подходов к пониманию развития мелкой моторики и основы ФГОС дошкольного образования. Мы выделили их как принципы:
- Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
- Принципы последовательности и систематичности.
К. Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями…». Важными факторами для развития мелкой моторики являются последовательность и систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
- Принцип связи с жизненным опытом.
От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д. Во время одевания и раздевания закрепляем умение расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать шнурки.
- Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и игр с использованием нестандартного оборудования, использую следующие методы:
- Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко : каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
- Наглядно-действенный метод.
В младшем дошкольном возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта : смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его рассмотреть.
- Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить действия с использованием нестандартного оборудования.
- Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Знакомство с играми по мелкой моторике я начила с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик…» и др.). Затем детям предлагаю игры более сложного характера: с левой или правой рукой («Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками («1, 2, 3, 4, 5 пальчики хотят играть», «Зайка серенький сидит», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.
Пальчиковая игры - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
При выполнении пальчиковой гимнастики стараюсь задействовать все пальцы рук. Вначале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
Пальчиковые шаги. Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты.
Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, шнуровка и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.
В игре «Чудесный мешочек» ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь.
Мозаика, конструктор, счетные палочки, пазлы - бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка - способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями была проведена консультация на тему: «Пальчиковая гимнастика», «Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
В родительском чате помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».
Цель данных рекомендаций: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
Родители участвовали в оформлении РППС группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий.
Результативность
С целью определения эффективности работы по развитию мелкой моторики дошкольников в середине года я провела мониторинг.
После проведенной работы были получены следующие результаты: высокий уровень развития мелкой моторики составляет - 6%, 58% - средний уровень, 36% - низкий уровень. Проведенный мониторинг выявил положительную динамику в овладении детьми моторными навыками.
Распространение собственного опыта работы
Для педагогов МКДОУ провела консультацию «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».
Заключение
Проведённая работа показывает, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.
Поэтому, можно сделать вывод, что для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием различных форм работы, дидактических игр, упражнений, а также использовать и в свободной деятельности детей