ольга галькова
Роль игры с правилами в развитии личностных качеств у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы
«Роль игры с правилами в развитии личностных качеств у старших дошкольников
Вся наша жизнь – игра, не правда ли?
Будучи детьми – мы играем,
становясь взрослыми – тоже играем.
Игра существенно важна в жизни людей.
Она добавляет радости в жизни, облегчает стресс, запускает способности к обучению и создает связь с миром вокруг нас. Она — важный источник расслабления и заряда творческих сил.
Публикация «Роль игры с правилами в развитии личностных качеств у старших дошкольников» размещена в разделах
СЛ наст игры
Настольные игры появились около 4 000 лет назад и всегда пользовались популярностью.
Но, казалось бы, сейчас компьютерные игры-стрелялки с красивыми спецэффектами заменили те игры, которые можно потрогать руками.
На самом деле, это не так, так как можно увидеть большое количество печатных игр в магазинах, которые пользуются огромной популярностью.
На сегодняшний момент, популярностью пользуются игры, как
Имаджинариум довольно простая игра, но главное её достоинство в том, что она позволяет вроде бы хорошо знакомым людям узнать друг друга с новых сторон, понять ход мыслей друг друга, улыбнуться и пофантазировать.
Экивоки,. главная задача этой игры : объяснять слова противнику разными способами
Монополии. Универсальная, всемирно популярная экономическая стратегия. Небольшая финансовая война за столом — отличное занятие для семейной встречи.
Старинная русская игра Лото очень популярна : Её любят все поколения, она простая и добрая, играть в неё можно пока не надоест.
Сл. 4 Шварцман
В современной педагогики и психологии разработаны различные классификации игр с правилами.
Наиболее общую четкую классификацию (по степени и характеру требуемых игрой умений или способностей) приводит Х. Шварцман:
1) игры, основанные на ловкости (физической компетенции);это подвижные, спортивные игры
2) стратегические игры, требующие умственной компетенции; шашки, шахматы, нарды
3) игры, основанные на случайности, удаче (где результат не зависит от физической или умственной компетенции играющего) игры- в лото, в карты, или азартная игра в рулетку.
Сл опыт работы
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение.
В игре формируется личность ребёнка
А Игра с правилами – это отличный выбор для его развития. Такая игра будит воображение, учит анализировать возникающие ситуации, выходить из них, и это полезно для детей дошкольного возраста.
В своём опыте работы, я использовала игры с правилами, основанные на случайности и удаче, доступные для дошкольников, это игры типа «гусёк», лото.
СЛ- цель, задачи
В ходе практической деятельности я ставила пред собой цель: Развитие личностных качеств старших дошкольников через использование настольных игр с правилами типа «гусёк» и лото.
1. Решая первую задачу, развивала у детей самостоятельность, активность, стремление к достижению успеха, выдержку, настойчивость, справедливость и честность в отношениях с партнерами посредством использования педагогической технологии Нинель Яковлевны Михайленко Надежды Александровны Коротковой: «Игра с правилами в дошкольном возрасте».
2. Для решения второй задачи, мне необходимо было приобрести сами игры по тематической ситуации,
затем продумывала время и место для игр в режиме дня,
и я играла с детьми на правах равноправного партнёра (я вместе с детьми вытаскивала цифровую карточку для определения своего хода)
3. Стимулировала творческую активность детей за счёт внесения в установленные правила запретов, штрафов, санкций за нарушение правил. Мотивировала детей на придумывание и создание новых игр с правилами.
Например, я создала проблемную ситуацию в игре гусёк, пропал кубик, как играть? Дети предложили вместо кубика карточки с цифрами и несколько вариантов, как ими пользоваться: вытаскивать из мешка, из коробки или перемешивать на столе.
Сл (с видами правил)
Отличительной особенностью игр с правилами является наличие правил, которые имеют формализованный и обязательный характер.
Авторы технологии «организация игр с правилами» выделяют три вида правил.
Первые – это правила, которые которые регулируют совместную деятельность детей и позволяют реализовать в игре принцип справедливости. Эти правила мы используем для определения очерёдности хода в игре гусёк, или выбор ведущего в лото, при помощи считалки, жребия,)
Вторые - собственно игровые правила, определяют действия участников игры. (в игре гусёк кидают кубик по очереди, передвигаются по игровому полю, в игре лото- ведущий вытаскивает карточки, дети видят у себя выпавшую карточку и закрывают на большой карте.)
И третий- правила установления выигрыша или определения победителя игры. (Так, в лото, победитель – тот кто «закрыл» первым свою карту, в гуське – тот, кто «пришел» первым к финишу.) Игра повторяется снова и тот кто победил в гуське –первым ходит в следующем коне, а в лото-победитель-становится ведущим.
СЛ-дети играют
Использование игр с правилами типа «лото» и «гусёк» для меня стали Наиболее подходящими для решения моих задач. Так как в играх такого типа, не требующих ни физических усилий, ни ловкости, ни особой умственной напряженности, возможности всех детей уравнены, каждый имеет одинаковые шансы на успех. Выигрыш, если игра продолжается несколько конов, непременно выпадает на каждого участника игры.
Мне очень хотелось обяснить детям понятие справедливости,выдержки, настойчивости и честности,
Это я смогла сделать в определении очерёдности хода, играя, как равноправный партнёр и обговаривая с детьми способ справедливого распределения ходов. (используя различные виды жребия например вытаскивание палочек разных по размеру, цветных карточек или цифровых)
Играя вместе с детьми я демонстрировала, как можно ободрить, поддержать потерпевшего неудачу ребёнка
Во время совместной с детьми игры я наблюдала, что правила игры, мобилизуют ребенка, он сосредоточен, включает свой интеллект: восприятие, память, мышление, контролирует процесс игры и свои действия.
Таким образом дети приобретали опыт сосредоточенности и элементарного управления своим поведением и поступками
Я отслеживала как формируется у детей умение подчиняться правилам, не нарушать их,
Как развивается волевое поведение.
Видела с каким интересом каждый ребёнок играет развивая в себе самодисциплину.
При поражении, продолжает двигаться к цели, к победе-проявляя упорство, целеустремлённость, уверенность, ведь есть ещё шанс, можно победить в следующем коне, Стремление к выигрышу побуждает детей начинать игру вновь и вновь так как игра циклична.
Таким образом, выигрыш является одновременно завершающим моментом игры и началом её следующего кона, и как приятно видеть победу,совместную радость детей за победителя.
Хотя искренне порадоваться за успех другого, не всегда удаётся взрослым.
А мои дети умеют! И это дорогого стоит!
Игра с правилами по моему мнению является мощнейшим средством развития коммуникаций у дошкольников. Ведь игры с правилами -- это игры коллективные, у ребёнка повышается потребность в общении.
Поскольку игра с правилами является совместной деятельностью, то правила должен выполнять каждый ее участник.
Состязательный характер и условия определения победителя побуждают детей контролировать соблюдение правил всеми участниками игры.
Таким образом, осуществляется морально-нравственное развитие детей, формируется произвольность их поведения.
В ходе игр ребенок приобретает опыт переживания временной неудачи и принятия успеха сверстника.
В играх с правилами дети учатся взаимодействовать со сверстниками: обсуждать ход игры,, корректировать свои действия, отстаивать мнение.
Выполняя игровые правила, они осваивают типичные схемы взаимодействия игроков
Желание ребёнка выиграть в игре развивает стремление к успеху и умение сопоставлять свои возможности с возможностями сверстников.
Так впервые появляется самостоятельная, сознательная оценка ребенка своих возможностей и умений.
.
Мне очень хотелось сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед друг другом. Мне хотелось бы верить, что мне это удалось Хочу привести пример:
Мои дети несколько конов играли в морское путешествие по типу в гусёк, и Ангелина каждый кон проигрывала, она расплакалась, к ней подошёл Лёша, один из участников игры, обнял её и сказал:» Не плачь, давай ещё раз сиграем, я тебе обязательно поддамся» И произошло чудо! Соблюдая правила, Ангелина выиграла!
Когда я увидела, что дети освоили правила и стали самостоятельно играть в игры, для того чтобы не пропадал у детей интерес к этой деятельности, Я стала побуждать их к придумыванию новых правил, вводя в уже известную игру элементы творческой активности,предложенной данной технологией.
Например :в игре гусёк-Осуществляли «ход» по сумме двух бросков кубика, или удваивали сумму выпавших очков, или устанавливали новые запреты. Например в игре зимние виды спорта попадая на картинку с спортивным инвентарём, ребёнок должен назвать к какому виду спорта относится данный инвентарь.
В лото использовали метод «Неполная игра», когда из игры пропали большие карты. Например в лото транспорт дети предложили распределить транспорт по видам: воздушный, водный, наземный вместо больших карт.
Обратите на видео фрагмент в игре весёлые посиделки вместо кубика дети использовали камешки, бросая их на начерченный круг. Количество попавших камешков в круг соответствовало количеству ходов.
Слайд видео
Сл (фото давторских игр)
Для реализации тематических ситуаций, я придумывала новые авторские игры, привлекая детей к их оформлению, где использовались различные виды продуктивной деятельности
(Мы со спортом очень дружим, Правила безопасности для детей, Один дома, лего – гусёк, ,Профессии, Путешествие по родному городу, «Неполная игра»лото- виды спорта.)
Эта данная деятельность побудила детей к созданию своих собственных игр
я даже удивилась, увидев детский азарт, воображение, стремление к созданию новых игр. Я поощряла детей, стремление смастерить своими руками
Сл (фото детских игр игр)
Космическое путешествие
Тачки
Приключение Оливии
Путешествие принца, по сказке царевна лягушка
Морские приключения
Что нам нужно для здоровья
Народные промысы
Путешествие по городу.
Слайд последний
использование технологии Михайленко, Короткова «Игра с правилами в д\саду» оказало влияние на развитие моего педагогического мастерства.
Я поняла, чтобы научить чему то ребёнка необходимо терпение и огромный труд. В результате моей работы я вижу детей жизнерадостными, верящими в свои силы, любознательными. Опыт полученный в игре с правилами дети переносят на другие виды деятельности (действуют по очереди, соблюдают правила принятые в обществе, в играх)
По моему мнению игры с правилами самая доступная форма организации старших дошкольников, в которой комфортно мне и детям. В свою очередь я хочу сказать, что получаю огромное удовольствие играя с детьми как равноправный партнёр