Папки-передвижки

Реализация проекта в ДОУ по экологическому воспитанию «Озерцо — маленький мир»

Анна Овинова
Реализация проекта в ДОУ по экологическому воспитанию «Озерцо — маленький мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, коллеги!

Из всех видовых точек по маршруту Экологической тропинки в ДОУ была выбрана видовая точка «Озерцо». Идея выбрать для работы в летний период видовую точку «Озерцо» принадлежала мне. Я подумала, что тема охраны и рационального использования водных ресурсов наиболее актуальна именно в нашем городе, так как в черте города протекает река Волга, а вокруг города достаточно много прудов, озер, родников и рек. Решила на примере видовой точки «Озерцо» познакомить дошкольников с обитателями водоемов, растительностью, с правилами поведения на воде и бережного отношения к водоемам. Так как проект изначально задумывался, как детско-родительский, то тема проекта была предложена родителям воспитанников. Кратко познакомила их с планом мероприятий, объемом новых знаний для дошкольников, и с продуктами проектной деятельности. Работа с родителями строилась на принципах сотрудничества. В мою же задачу, как педагога, входило - дать детям возможность соприкоснуться с частичкой природы, воспитывать интерес к живой природе, вызвать желание помогать представителям животного и растительного (водного) мира, воспитывать чувство ответственности, помочь детям ощутить свою значимость, как заботливого Хозяина Природы, а не потребителя её благ.

Публикация «Реализация проекта в ДОУ по экологическому воспитанию „Озерцо — маленький мир“» размещена в разделах

Тема проекта звучит : «Озерцо – маленький мир В рамках проекта хотелось познакомить воспитанников с растениями и обитателями водоемов, их разнообразием и назначением, а также с безопасным поведением на воде и охранной деятельностью. Цель проекта была сформулирована достаточно просто: Познакомить детей с видовой точкой «Озерцо» по маршруту Экологической тропинки ДОУ, на примере «озерца» расширять знания дошкольников о водоемах.

И чтобы достичь цель, поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить находить на участке ДОУ видовую точку «Озерцо», знать её содержание и назначение.

2. Познакомить детей с водоемами, их размерами: родник, озеро, ручей, река, море, океан, правилами поведения на воде, с запрещающими знаками на тему охраны водоемов.

4. Расширять знания детей об обитателях пресных и соленых водоемов, растительности.

5. Закреплять навыки изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках.

6. Воспитывать интерес к живой природе, бережного отношения к ней.

В разные годы видовая точка «Озерцо» выглядела по-разному, на начальном этапе решила внести изменения в оформление видовой точки: появились мостик, лавочка в виде лебедей, сухой ручей и камыши. С самого первого дня, когда дети заметили кардинальные изменения в оформлении видовой точки «Озерцо», они стремились к импровизированному водоему. Дети ежедневно рассказывали родителям о том, чем они занимались в группе и на участке в рамках экологического проекта : наблюдали, рассматривали, лепили, клеили, рисовали.

На начальном этапе проекта я спрогнозировала предполагаемые результаты: - дети легко ориентируются на участке детского сада, находят на Экологической тропинке видовую точку «Озерцо»,

- могут описать объекты (озеро, сухой ручей, мостик) и их назначение,

- называют более пяти обитателей пресноводных водоемов (лягушка, змея, лещ, щука, сом, утка, рак, улитка, стрекоза,

- называют не менее пяти обитателей морей и океанов (дельфин, кит, акула, морской ёж, морской конек, морская звезда,

- называют не менее трех растений (камыши, водяная лилия, водоросли,

- знают отличие между озером и морем (пресная и соленая вода,

- знают не менее трех стихотворений по теме проекта,

- могут самостоятельно работать в технике рисования на камнях.

Для того, чтобы отследить уровень знаний детей, а также значимость своей работы, разработала Диагностическую карту и протестировала воспитанников три раза : перед началом проекта, в середине и по итогам проекта. Результаты тестирования были внесены в сводную таблицу и динамика была оформлена в виде Диаграммы. В сводной таблице сразу видно, что качественный показатель на начало проекта составил по всем пунктам составил только 11%, по итогам промежуточного тестирования (в июле) уже 65,8%, а на конец проекта практически 95,6%

Практическая работа заключалась в системном построении процесса ознакомления воспитанников с темой проекта. Объем заданий и новых знаний был построен с нарастающим итогом. Я не стала планировать занятия по теме проекта ежедневно, чтобы дети не устали и им не надоело. Каждую новую информацию дети получали еженедельно, а вот к «озеру» приходили ежедневно для отработки практических навыков и умений. Во-первых, детям очень нравилось проводить время на лавочке и на мостике. Во-вторых, интерес усилился после того, как в «озере» поселились рыбки, за которыми можно было наблюдать, кормить, чистить сачком поверхность воды, рисовать мелками на асфальте вблизи видовой точки. Также рыбки в банке приносились в группу, для детального рассматривания. Поэтому уже через пару недель дети легко находили видовую точку «озерцо» и наперебой рассказывали, какие объекты там есть (само «озеро», лавочка, мостик, «сухой ручей»).

Таким образом была выполнена задача: Учить находить на участке ДОУ видовую точку «Озерцо», знать её содержание и назначение.

В случае, когда со стороны детей наблюдалась низкая активность в совместной деятельности, старалась поменять форму работы, например, обычная беседа об охране водоемов, с демонстрацией запрещающих знаков, дополнялась совместной деятельностью на участке детского сада, когда дети непосредственно могли увидеть и поучаствовать в процессе охраны и очистки водоемов, увидеть своими глазами результат загрязнения водоемов. В практическую часть проекта была включена дидактическая игра по ознакомлению дошкольников с процессом загрязнения водоемов, а также опытная деятельность на видовой точке «Озерцо», где дети могли наблюдать процесс загрязнения водоема в реальном времени. После того, как дети в группе на макете усвоили суть и процесс загрязнения водоема, такую же работу провели на участке. Дошкольники сами набросали «мусор» в «озеро» и сами очистили «озеро». Результат «до» и «после» зафиксировали и проанализировали – «Нельзя загрязнять водоемы, рыбкам плохо, некрасиво стало, решили посильно помогать нашему «озеру».

Экскурсия на набережную реки Волга закрепила знания детей:

- о размерах водоемов (маленькие и большие,

- о правилах поведения на воде, были разработаны Памятки для каждого из родителей и вручены им самими детьми,

- запрещающие знаки на тему охраны водоемов, которые мы брали с собой на набережную и дети говорили, что нельзя загрязнять водоемы, нужно их беречь.

Таким образом были выполнены задачи: Познакомить детей с водоемами, их размерами: родник, озеро, ручей, река, море, океан, правилами поведения на воде, с запрещающими знаками на тему охраны водоемов. Воспитывать интерес к живой природе, бережного отношения к ней.

Все свои действия на протяжении всего проекта сопровождала художественным словом, поэтому особой необходимости в специальном заучивании стихотворений по теме проекта не было. Дети легко запоминали четверостишья в ходе рассматривания, наблюдений и проведения подвижных игр в группе и на участке детского сада.

Так как дети уже имеют опыт в рисовании и аппликации, для того чтобы повысить интерес к изодеятельности, было придумано рисование на камнях (обычных речных камушках, лежит картина перед тобой, можешь показать её или сфотографировать и вывести на экран в презентацию, это было для детей новым видом творческой деятельности. Из готовых раскрашенных камушков позже оформили картину.

С целью познакомить воспитанников с обитателями водоемов была приготовлена презентация, дети увидели обитателей водоемов в их естественной среде (реке, озере, море, океане). А также дети просмотрели небольшие ролики: кит пускает фонтан, дельфины сопровождают корабль, осьминог захватывает добычу щупальцами, маленькие цветные рыбки прячутся в коралловых рифах и др. В рамках проекта я не стала брать много дидактических и подвижных игр, остановилась на нескольких «Кто в море живет?» (дидактическая, «Кто в озере живет (дидактическая, «Водяной» (подвижная) и «Караси и щука» (подвижная, играя в которые дети узнали обитателей морских и пресноводных водоемов.

В ходе заключительного мероприятия - праздника-развлечения, дети продемонстрировали новые знания: легко разделяли обитателей морей и озер, показывали в движениях характерные особенности обитателей водоемов, пели песни о них, рассказывали стихи, танцевали, весело и шумно убегали в свои домики от Водяного.

Таким образом были выполнены задачи: Расширять знания детей об обитателях пресных и соленых водоемов, растительности. Закреплять навыки изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках.

За время проекта значительно вырос уровень знаний об окружающем мире, обитателях водоемов, большую роль в этом сыграл непосредственный контакт детей с объектами природы (искусственным водоемом, живое общение с животными (рыбками, черепахой. К сожалению не смогла найти обычную лягушку, которую, я думаю, они также с удовольствием рассматривали, наблюдали за ней) и практическая деятельность (кормление рыбок, очистка водоема, изобразительная деятельность). Дети стали более ответственными, эмоциональными. Это проявлялось в том, что они радовались, когда подходила их очередь кормить рыбок или черепаху, замечали, если в «озере» вода становилась мутной и темной, просили поменять рыбкам воду на чистую, помогали приносить в ведерках воду, старались не расплескать. Очень расстроились, когда однажды утром пришли и обнаружили, что кошка съела рыбок, пришлось закрывать поверхность «озера» сеткой. Кошка подходила к водоему, трогала сетку лапой, ждала, а потом уходила…

Главным итогом проекта является восстановление видовой точки «Озерцо» по маршруту Экологической тропинки в ДОУ, практическая работа с детьми и вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников. По итогам диагностирования воспитанников можно увидеть, что по ходу проекта знания воспитанников значительно увеличились по каждой теме. Удовлетворенность родителей воспитанников итогами проектной деятельности стопроцентная. Несмотря на окончание проекта, дети продолжают работать на видовой точке «Озерцо», в совместной и самостоятельной деятельности закрепляют навыки полученные в ходе проекта : рисуют рыб и водоросли, морских обитателей, корабли. С удовольствием рассматривают в уголке природы свои поделки и работы, сделанные в рамках проекта. Родители отмечают новые знания у детей по теме экологического проекта.

Изначально был намечен план работы, в котором было намного больше мероприятий, которые впоследствии не вошли в проект, так как в силу возрастных особенностей детей, была вероятность того, что дети не усвоят весь материал или потеряют интерес. По итогам реализации проекта можно сделать вывод, что грамотно подобранная методическая литература и заранее разработанный план реализации проекта с полным методическим сопровождением – это залог успеха в обучении детей. Родители воспитанников смогли увидеть работу педагогов и сами поучаствовать в проекте. Мнение родительской общественности учитывалось как вначале, при выборе темы проекта, так и в конце, выявление степени удовлетворенности итогами проекта. У педагогов появилась возможность проявить свой творческий потенциал, а значит, как следствие, увеличить творческий потенциал своих воспитанников. Кроме всего, были проведены экскурсии по видовой точке «Озерцо» для воспитанников других групп, воспитатели которых ко мне обратились.

Участок детского сада - это замечательное место для игр и организации познавательной деятельности, и очень важно взрослым преобразовать его в образовательное! Тогда для педагогов открывается возможность давать детям новые знания ненавязчиво, играя. Каждый объект на участке детского сада может стать настоящим источником информации для дошкольников и, конечно, методической опорой для педагогов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интеграция естественно-научных знаний по экологическому воспитанию дошкольников в реализации проекта «Мир вокруг нас» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с ней, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир воды» Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир воды» Интеграция образовательных областей: познавательная,.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир» Начало экологического воспитания Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно.

Кружковая работа по экологическому воспитанию для детей 2–3 лет «Мир открытий» КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ «МИР ОТКРЫТИЙ». Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой.

Мини-проекты по экологическому воспитанию в ДОУ Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая.

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир» Название: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир» Тип проекта: информационно – познавательный. Срок проекта: Долгосрочный.

Программа по экологическому воспитанию младших школьников «Чистый мир» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа экологического воспитания «Чистый мир» реализуется в рамках классной программы воспитания и социализации.

Опыт работы ДОУ «Разработка и реализация проекта социального партнерства с родителями» Разработка и реализация проекта социального партнерства с родителями (из опыта работы МАДОУ детский сад № 67 г. Балаково Саратовской области).

Фотоотчет «Реализация проекта «Покормите птиц зимой» в средней группе ДОУ»Фотоотчет «Реализация проекта «Покормите птиц зимой» в средней группе ДОУ» Реализация проекта "Покормите птиц зимой" в средней группе ДОУ. Зима соткала пушистое покрывало и с заботой укрыла парки, сады дома. Все.

Экскурсия с детьми младшего дошкольного возраста по маршруту экологической тропинки в ДОУ «Наше маленькое озерцо» Цель: Познакомить детей с видовой точкой «Озерцо» на участке детского сада. Задачи: Учить самостоятельно находить видовую точку по маршруту.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация проекта в ДОУ по экологическому воспитанию «Озерцо — маленький мир»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 18:11
+134Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация проекта в ДОУ по экологическому воспитанию «Озерцо — маленький мир»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Овинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД