Ирина Александровна Черкасова
Опыт работы ДОУ «Разработка и реализация проекта социального партнерства с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка и реализация проекта социального партнерства с родителями
(из опыта работы МАДОУ детский сад № 67 г. Балаково Саратовской области)
Детскии сад плюс семья – настоящие друзья.
Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы:
Публикация «Опыт работы ДОУ „Разработка и реализация проекта социального партнерства с родителями“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
-содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми;
-приобщение детей к традициям семьи, общества и государства.
ФГОС ДОО является основой для разработки и реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию.
Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. В сложившихся условиях необходимы новые подходы, формы работы с семьей, активного включения родителей в жизнь ДОУ. Это обусловило выбор темы доклада «Разработка и реализация проекта социального партнерства с родителями (из опыта работы МАДОУ детский сад № 67 г. Балаково Саратовской области).
В теории и практике выделяют различные виды взаимодействия ОУ и семьи: опека, договор, соглашение и др., но именно сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе образовательного учреждения. Модель «Родитель - Ребенок - Педагог» позволяет выстроить систему взаимодействия ребенка и взрослого, где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми. А для этого необходимо развивать партнёрские отношения, создавать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Этому будет содействовать:
1. Открытость детского сада для семьи.
2. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
3. Индивидуальный подход, который необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей, поэтому большое внимание при этом уделяется различным формам участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми.
Все это подвигло нас на разработку в ДОУ проекта социального партнерства с родителями.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
В проекте 3 этапа.
На 1 этапе, подготовительном, шел сбор анализа информации о возможных моделях партнерского взаимодействия ДОО с родителями воспитанников, изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС, анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований, подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
На 2 этапе, практическом, организовывались партнерские отношения ДОО с родителями на основе разработанной модели, осуществлялся педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОО (анкетирование); педагогическая поддержка родителей,педагогическое образование родителей (тематические встречи, библиотека для родителей,совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) Проводились активные формы и методы работы с родителями : анкетирование («Давайте познакомимся», занятия с участием родителей («День Матери», выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, экскурсии (в библиотеку, к памятнику 9Мая, акции («Птичий домик»,
Одна из форм работы – почтовый ящик. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Самая популярная форма работы – досуговая. участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, оформление фотовыставок, слайд-шоу («Наша жизнь в детском саду», стенгазеты («Мы вместе»). Родители принимают активное участие в спортивных праздниках, субботниках, собираемся за круглым столом на чаепитии, обсуждаем, возникающие проблемы.
Особое внимание мы уделяли привлечению родителей к проведению совместных дел, когда родители оказывают нам помощь, например, «Дни добрых дел». Еще один форма сотрудничества – проведение совместных акций: «Домик для скворца. Тем самым родителям как участникам, предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.
У нас создана группа волонтеров, добровольцев из детей и родителей. Которые проводят большую работу, оказывают помощь в уборке участка от листвы и снега. Родители озеленяют участок цветами и саженцами деревьев. В ясельных группах волонтеры показывают кукольные театры
Проводили совместно с инспектором (родителем) познавательное игру-занятие, направленное на формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, изучение правил безопасного поведения на улице и пропаганду Правил Дорожного Движения.
Эти формы сотрудничества, на мой взгляд, являются перспективными, предполагающие подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Все эти приемы я использовала, как разнообразные современные формы работы с родителями.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом
На 3 этапе, аналитическом. Определялась оценка результативности внедрения моделей социального партнерства ДОО с родителями воспитанников.
Это анкетирование по удовлетворенности работой ДОО родителей. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, использовали опрос, книги отзывов.
Предполагаемые результаты
Дети (формирование заботливого отношения к своей семье; улучшение качества усвоения детьми программных материалов)
Родители (повышение уровня доверия родителей к детскому саду; повышение педагогической грамотности родителей; обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов; увеличение числа активных родителей, заинтересованных в участии в образовательном процессе.)
Педагоги (продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей; создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями; повышение профессиональной компетентности педагогов)
Из выше сказанного можно сделать вывод, что сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений