МААМ-картинки

Программа по экологическому воспитанию младших школьников «Чистый мир»

Шарко Ирина
Программа по экологическому воспитанию младших школьников «Чистый мир»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа экологического воспитания «Чистый мир» реализуется в рамках классной программы воспитания и социализации «Планета Детства».

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы. История человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.

Темочки:

Экологическое воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Экологическое воспитание подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей природной и социальной средой. Привитие обучающимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и вовремя специально организованной внеурочной, внеклассной деятельности детей.

Актуальность программы :

Ухудшающаяся с каждым днем экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство. Вырубки лесов, обмеление и заиливание малых рек, оскудение природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – все это происходит без контроля общественности. И уж, наверное, всем знакомы засыпанные мусором городские и сельские улицы, обезображенные подъезды и заборы, сломанные деревца и растоптанные клумбы – свидетельства низкой экологической культуры.

Начальная школаначальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе : человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ формирование у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Региональный компонент программы включает в себя знакомство школьников с историей, культурой, природным окружением родного Ставропольского края.

В программе уделяется внимание краеведению, что является важным педагогическим средством, способствующим формированию у детей нравственных понятий и качеств, обогащает знаниями о родном крае, формирует чувство привязанности детей к малой Родине. Знакомя детей с природной, социальной, культурной средой родного края, села.

Срок реализации программы - 2014-2018 годы.

1 класс – 2014/2015 учебный год

2 класс – 2015/2016 учебный год

3 класс – 2016/2017 учебный год

4 класс – 2017/2018 учебный год

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является :

• Формирование высоко духовно-нравственной личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемые в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, непосредственно или опосредованно связанных с гражданским и патриотическим сознанием обучающихся.

• Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду.

• Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, активной роли и места человека в биосфере как социального существа.

• Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Задачи программы

Обучающие:

• дать обучающимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

• научить применять на практике полученные знания;

• помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.

Развивающие:

• развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

• формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

• повышать общий интеллектуальный уровень обучающихся;

• развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;

• развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны.

Воспитательные :

• прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

воспитывать потребность в общении с природой;

• способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

• способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;

воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого,

• инициативного, компетентного гражданина России;

воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.

В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к воспитательному процессу.

Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на следующие принципы:

• принцип систематичности;

• принцип непрерывности;

• принцип междисциплинарности в содержании и организации экологического воспитания.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В программе экологического воспитания выделены следующие направления работы:

• познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

• познавательно - развлекательное (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия);

• практическое (посадка растений, озеленение класса, подкормка птиц);

• исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

Направления деятельности по охране окружающей среды:

• нравственное (воспитание ответственности, воли, целеустремлённости);

• эмоциональное (развитие отношения к природе как универсальной ценности);

• интеллектуальное (развитие способности к анализу экологических ситуаций).

При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект:

• беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину;

• охранять природу - значит охранять Родину.

В данной программе природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития - познавательного, эстетического, нравственного и физического.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа, семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися это:

• наблюдение;

• беседы;

• экскурсии;

• обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;

• ролевые игры,;

• написание сочинений;

• викторины;

• этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей;

• посильное участие в природоохранных мероприятиях;

• квесты.

Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.

При организации работы учитывается интерес и способности школьников.

Методы организации экологического воспитания :

• традиционные;

• активные, инновационные.

Экологическое воспитание реализуется по средствам :

межпредметной деятельности:

- экологическое содержание уроков;

- проектов - практическая реализация принципа интеграции;

- внедрение экологического воспитания на уроках окружающего мира, русского языка, математики, литературы и др.).

внеурочной деятельности:

- классные и библиотечные часы;

- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателя;

- экологические праздники и мероприятия;

- лекторская работа – педагог проводит занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;

- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.

Для реализации запланированной деятельности используются различные формы работ:

массовые (участие в международных экологических акциях : «День птиц», «День Земли», «Марш парков», «День отказа от курения», «День воды», «День борьбы со СПИДом», «День борьбы с наркоманией», «День охраны окружающей среды» и др.);

• групповые (экскурсии в природу «Положительное и отрицательное влияние антропогенных факторов», «Взаимосвязи организмов и неживой природы», «Сезонные изменения в жизни живых организмов» и др);

• классные часы («Как сделать наш дом безопасным», «Экологический светофор», «В мире этикеток», «Полна чудес могучая природа», «Птицы - наши друзья», «Лесная аптека на службе человека» и др.);

• игровые (устные журналы «Наши природные лекари», «Экологический бумеранг», КВН «Птичий калейдоскоп», ролевые игры «Вода - удивительное вещество», «Значение зелёных растений», «Курение и здоровье», «Суд над сигаретой», «Три ступени, ведущие вниз», праздник «День Земли», квест «Зеленый патруль» и др.);

• практическая деятельность (изготовление кормушек и организация подкормки птиц, проведение акций «Остановим мусорное нашествие», посадка деревьев, кустарников на пришкольной территории, оформление клумб, рабаток, озеленение кабинетов и коридоров школы - проект «Наш школьный двор», проект «Заповедный лес» и т. д.)

• пропаганда и разъяснение идей охраны природы (выпуск листовок «Будущее нашего села», оформление экологического уголка о правилах поведения в природе, выпуск школьных экологических газет : «Экологические проблемы нашего села», «Мы за ЗОЖ», «Экологический календарь», конкурсы плакатов, рисунков на природоохранную тему.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является :

1. Исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

2. Проектирование - стимулирование интереса обучающихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, виртуальных экологических экспедициях.

3. Экологическое моделирование - это совокупность методов построения моделей и изучение на их основе соответствующих явлений, процессов, систем, объектов и т. д. Моделирование в начальных классах предполагает сотворение и использование специальных средств научения как для фронтальной, так и для индивидуальной или парной работы учеников. Его можно использовать на разных этапах воспитательного процесса.

4. Экологическое прогнозирование помогает сформировать у младших школьников понятие того, что изменения хотя бы одного из компонентов природы вызовет изменения и остальных, а временами даже целого природного сообщества, что может привести к нарушению природного равновесия.

5. Ролевые игры - это игры, в которых дети исполняют которую-нибудь роль и подчиняются системе правил, соответствующих ей. Во время сюжетно-ролевых игр школьники берут на себя разнообразные социальные роли, которые требуют определённой позиции в отношениях к окружающей среде.

6. Эффективным методом работы по экологическому воспитанию обучающихся является решение экологических задач. Задачи экологического содержания требуют решения какой-нибудь экологической проблемы или установления взаимосвязей в природе.

7. Учебные дискуссии - это различные споры. Метод решения спорных познавательных вопросов или решение заданий, которые предусматривают неоднозначное решение.

8. Кейс-метод - метод ситуационного обучения (обучение на примере разбора конкретной ситуации)

9. Квест-игра. В работе с детьми можно использовать три структурные формы квест-игры:

• Линейный квест - основное содержание квеста построено по цепочке.

• Штурмовой квест – каждый игрок решает свои задачи - цепочку, чтобы в конце получить общий результат группы.

10. «Экологическая почта» - это сюжетно-ролевая игра, на протяжении которой каждый участник выполняет обязанности почтальона, становится и получателем и отправителем корреспонденции, а главное –автором писем, причем не только от себя как школьника, но и от первого лица в роли тех или иных представителей животного и растительного мира

11. Экскурсии. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явления неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью обучающиеся познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах, и пр., но и их связь со средой.

12. Арт-технология - знакомство с литературой экологического содержания, слушание музыкальных произведений, знакомство с работами художников. В экологическом воспитании акцентирует внимание на использовании средств искусства (живописи, музыки и пения, движения и танца, театра, литературы, прикладного творчества) в воспитании обучающихся.

13. Моделирование - основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Содержание программы, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные:

• - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

• - экологическая культура : ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

• эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

• концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

• стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

• ставить и формулировать проблемы;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

• узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

• запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

• установление причинно-следственных связей.

К концу первого года обучения школьники должны знать :

1. Секреты живой и неживой природы.

2. Условия, необходимые для жизни растений и животных села.

3. Нравственные правила обращения с объектами природы.

К концу первого года обучения школьники должны уметь :

1. Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2. Оказывать помощь птицам в зимнее время.

3. Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.

К концу второго года обучения школьники должны знать :

1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики.

2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края.

3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.

К концу второго года обучения школьники должны уметь

1. Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе.

2. Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

К концу третьего года обучения школьники должны знать :

1. Реальные местные экологические условия.

2. Способы охраны природы.

3. Некоторые охраняемые растения и животные Ставропольского края.

К концу третьего года обучения школьники должны уметь :

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решения.

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке.

3. Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать :

1. Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы.

2. Нравственные и правовые принципы природопользования.

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края.

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь :

1. Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах.

2. Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе.

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.

Публикации по теме:

Программа по экологическому воспитанию дошкольников «Юные экологи» Пояснительная записка Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны.

Конкурсно-игровая программа для младших школьников «Мы идем в поход» Цель: популяризация здорового образа жизни, туризма, организация досуга детей. Задачи: Познакомить детей с видом спорта – туризм; Развивать.

Конспект внеклассного занятия по нравственному воспитанию для младших школьников «Дружба и что мешает нам дружить?» Подготовила: Калуга Елена Анатольевна Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Чистый город» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Родничок» комбинированного вида Елабужского муниципального.

Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет Загадки природы ВВЕДЕНИЕ Понять природу наблюдаемых тел и явлений в природе, дать объяснения их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются,.

Проект по экологическому воспитанию «Чудо-дерево» в младших группах Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 «Родничок» Познавательно – исследовательский краткосрочный.

Проект по экологическому воспитанию. Неделя всемирной акции «Мы чистим мир»Проект по экологическому воспитанию. Неделя всемирной акции «Мы чистим мир» Неделя всемирной акции «Мы чистим мир». Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии.

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир» Название: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир» Тип проекта: информационно – познавательный. Срок проекта: Долгосрочный.

Презентация проекта по экологическому воспитанию «Удивительный мир птиц» Проект «Удивительный мир птиц» Подготовили: воспитатели группы №7 Ступникова Ю. А., Давыдова Е. А. Актуальность проекта: В современных условиях.

Программа по экологическому воспитанию для родителей Введение Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по экологическому воспитанию младших школьников «Чистый мир»
Опубликовано: 3 января 2019 в 15:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по экологическому воспитанию младших школьников «Чистый мир»» (включая файлы) размещена пользователем Шарко Ирина (УИ 1745826) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД