Папки-передвижки

Опыт работы «Фразовый конструктор» как одна из форм работы над связной речью у детей с ТНР«

Юрина Елена
Опыт работы «Фразовый конструктор» как одна из форм работы над связной речью у детей с ТНР«
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с тяжелыми нарушениями речи, без сомнения, имеют серьезные проблемы в коммуникации. Речевые нарушения у таких детей носят системный характер, то есть страдают все компоненты речи.

Работа по формированию связной фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.

Темочки:

Для формирования высказывания в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.

В своей работе по развитию связной речи у детей с ТНР,я использую фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать предложение – фразу. Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную им структуру нарушения, я определила цель работы по использованию ФК - создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.

Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога, в прямом смысле этого слова.

Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Работу начинала с классическим фразовым тренажером Н. Коняхиной. В процессе использования, я его немного видоизменила и сейчас он выглядит как набор из нескольких разборных кубиков с возможностью менять изображения в соответствии с той или иной темой занятия.

Пособие ФК направлено на решение следующих задач:

• Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

• Обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;

• Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;

Формирование связности и четкости высказывания;

• Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;

Работа над пониманием сказанного.

Этапы работы вы можете видеть на слайде

1. Обучение соотносить слова с изображениями, пониманию смысла первых глаголов.

2. Отработка простого двусоставного предложения.

3. Работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Формирование правильного употребления предлогов.

4. Формирование четырехсловной фразы.

5. Введение усвоенных фраз в диалогическую речь.

Далее на слайде представлены некоторые варианты игр-заданий, которые я использую в своей работе. Игры направлены не только на развитие связной речи, но на развитие всех ее компонентов. На некоторых я хочу остановиться поподробнее.

- 1 игра " Мостик", она направлена на закрепление предикативного словаря, в данном случае в лексической теме Одежда. Ребенок, как в любой игре бродилке, выбрасывает 2 кубика (1-люди, 2- предметы одежды), теперь эти кубики нужно соединить карточкой- словом мостиком, которое отвечает на вопрос Что делает. На начальном этапе подбирает картинки с действием, затем изображение заменяем на знак стрелка.

- 2 игра " Кто. Что делает. Что. " Игра, направленная на развитие умения составлять простые предложения и употреблять в речи слова-признаки.

В игре 3 кубика. Кто. Что делает. Что. + карточка с волнистой линией, которая обозначает прилагательное.

Усложняем заменяя карточку с изображением действия на стрелочку.

- 3 игра " Выложи по порядку". Игра на развитие умения с помощью граффической аналогии понимать,запоминать и воспроизводить речевой материал - чистоговорки, стихи, рассказы.

Составляем из элементов конструктора фразу-дорожку.

В работе над всеми компонентами речи активно использую этот конструктор. Например : на этапе формирования фонематического слуха использую игры "Длинное-короткое" (где ребята из набора деталей собирают 1 кубик с длинными словами, а другой с короткими, или "Домик для звука", где в 1 домике определенный звук стоит в начале слова, а во 2 в конце. В работе над грамматическим строем речи использую такие игры как " Назови ласково" (кидаем кубик с предметными картинками на гранях, то изображение, которое выпадает нужно назвать ласково, а также игра " Жадина", где к выпавшему изображению нужно добавить слово мой, моя, мое.

Благодаря использованию фразового конструктора занятия по развитию связной речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов,

занятия стали динамичнее и интереснее. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом)Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом) В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителямиДень открытых дверей, как одна из форм работы с родителями Сегодня в группе Дошкольного образования при "МБОУ Ржаксинская СОШ №1 имени Н. М. Фролова" был организован День открытых дверей. Хочу с вами.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Составление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детейСоставление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детей Задачи: -учить вслушиваться в звучание речи, развивать фонематическое восприятие произносительной и интонационной стороны речи; -дифференцировать.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Фразовый конструктор» как одна из форм работы над связной речью у детей с ТНР«
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 12:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Фразовый конструктор» как одна из форм работы над связной речью у детей с ТНР«» (включая файлы) размещена пользователем Юрина Елена (УИ 1221184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД