Юрина Елена
Опыт работы «Фразовый конструктор» как одна из форм работы над связной речью у детей с ТНР«
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с тяжелыми нарушениями речи, без сомнения, имеют серьезные проблемы в коммуникации. Речевые нарушения у таких детей носят системный характер, то есть страдают все компоненты речи.
Работа по формированию связной фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.
Публикация «Опыт работы „Фразовый конструктор“ как одна из форм работы над связной речью у детей с ТНР„» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для формирования высказывания в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.
В своей работе по развитию связной речи у детей с ТНР,я использую фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать предложение – фразу. Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную им структуру нарушения, я определила цель работы по использованию ФК - создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.
Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога, в прямом смысле этого слова.
Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Работу начинала с классическим фразовым тренажером Н. Коняхиной. В процессе использования, я его немного видоизменила и сейчас он выглядит как набор из нескольких разборных кубиков с возможностью менять изображения в соответствии с той или иной темой занятия.
Пособие ФК направлено на решение следующих задач:
• Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
• Обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
• Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
• Формирование связности и четкости высказывания;
• Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;
• Работа над пониманием сказанного.
Этапы работы вы можете видеть на слайде
1. Обучение соотносить слова с изображениями, пониманию смысла первых глаголов.
2. Отработка простого двусоставного предложения.
3. Работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Формирование правильного употребления предлогов.
4. Формирование четырехсловной фразы.
5. Введение усвоенных фраз в диалогическую речь.
Далее на слайде представлены некоторые варианты игр-заданий, которые я использую в своей работе. Игры направлены не только на развитие связной речи, но на развитие всех ее компонентов. На некоторых я хочу остановиться поподробнее.
- 1 игра " Мостик", она направлена на закрепление предикативного словаря, в данном случае в лексической теме Одежда. Ребенок, как в любой игре бродилке, выбрасывает 2 кубика (1-люди, 2- предметы одежды), теперь эти кубики нужно соединить карточкой- словом мостиком, которое отвечает на вопрос Что делает. На начальном этапе подбирает картинки с действием, затем изображение заменяем на знак стрелка.
- 2 игра " Кто. Что делает. Что. " Игра, направленная на развитие умения составлять простые предложения и употреблять в речи слова-признаки.
В игре 3 кубика. Кто. Что делает. Что. + карточка с волнистой линией, которая обозначает прилагательное.
Усложняем заменяя карточку с изображением действия на стрелочку.
- 3 игра " Выложи по порядку". Игра на развитие умения с помощью граффической аналогии понимать,запоминать и воспроизводить речевой материал - чистоговорки, стихи, рассказы.
Составляем из элементов конструктора фразу-дорожку.
В работе над всеми компонентами речи активно использую этот конструктор. Например : на этапе формирования фонематического слуха использую игры "Длинное-короткое" (где ребята из набора деталей собирают 1 кубик с длинными словами, а другой с короткими, или "Домик для звука", где в 1 домике определенный звук стоит в начале слова, а во 2 в конце. В работе над грамматическим строем речи использую такие игры как " Назови ласково" (кидаем кубик с предметными картинками на гранях, то изображение, которое выпадает нужно назвать ласково, а также игра " Жадина", где к выпавшему изображению нужно добавить слово мой, моя, мое.
Благодаря использованию фразового конструктора занятия по развитию связной речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов,
занятия стали динамичнее и интереснее. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.