Елена Игоревна Банщик
Психопрофилактика нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Современные правила ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, развивающих технологий и интересных методов в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского учреждения и сохраняющих здоровье каждого ребенка.
Публикация «Психопрофилактика нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Кто в детстве не играл в "куличики"? Песочный набор – вот, что мы покупаем своему ребенку, когда идём гулять. Самые первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Это наши традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим, как простую песочницу можно использовать с другой стороны.
Мой практический опыт показывает, что большое количество детей испытывают какие – либо трудности в получении того или иного социального опыта, у них происходят конфликты со сверстниками, капризы, агрессия, упрямство.
Это побудило меня использовать в своей педагогической деятельности такой технологии как песочная терапия, потому что с помощью обычных материалов и простых приемов можно решить много проблем у детей.
Слайд 3
Показания к песочной терапии:
Трудности в общении
Взаимоотношения детей и родителей
Кризисные ситуации (развод, переезд)
Психологические травмы
Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства
Проблемы поведения (агрессия)
Ограничен в проявлении своих чувств
Песочная терапия для детей дошкольного возраста – наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию. Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов. Ведь песок имеет замечательное свойство "заземлять" негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Главное правило - максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка.
Слайд 4
В своей работе использовала формы:
1. Индивидуальная
2. В парах
3. Групповая
Слайд 5
В ходе подготовки к проекту мною были разработаны :
- Дидактические материалы и оборудование для работы с песком песочный световой стол, водонепроницаемый деревянный ящик, песок кварцевый, лопатки, грабли, мячики разной фактуры, набор формочек для песка, линейки с фигурным краем, кисточки разного размера, зубочистки, трубочки, фигурки людей, животных, насекомых, набор растений, набор транспорта, камушки марблс (большие и маленькие, мелкие игрушки из киндер-сюрприза, счётный материал (грибочки, матрёшки, звёздочки, жёлуди, природный материал (камешки, ракушки, веточки, шишки, наборы радужного кинетического песка, поддоны.
- Диагностика развития творческого мышления и эмоционального развития.
- Игры для развития мелкой моторики рук.
- Цикл занятий по коррекции тревожности и страхов
- Комплекс игр с кинетическим песком
- Картотека игр в песочном ящике
Слайд 6
Цель проекта – создание условий для вовлечения дошкольников в мир песочных фантазий, овладения приёмами рисования песком на световой поверхности и лепки из кинетического песка, а также овладение навыками саморегуляции при работе с песком, а самое главное стабилизация эмоционального благополучия детей.
Занятия провожу 1 раз в неделю в течение 2-х лет, продолжительностью 20- 30 минут (в зависимости от возраста).
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы и целей занятия, которые я ставлю в работе с конкретным ребёнком в зависимости от его проблематики.
Слайд 7
Структура психокоррекционного занятия :
Слайд 8
Часть 1. Вводная
Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт. Эта часть предполагает использование музыкального сопровождения для создания творческой атмосферы. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки (пальчиковые игры, нейропсихологические тренажёры и упражнения, лабиринты). На этом же этапе проговариваются правила работы с песком.
Слайд 9
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Здесь работа направлена на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Слайд 10,11,12,13
Мы учились способам насыпания песка (из кулачка, сеять, различным способам взаимодействия с песком (рисование одним пальцем, всеми пальцами, ладошкой, ребром ладони, пробовали применять дополнительное нетрадиционное оборудование.
Слайд 14,15,16
Так же в этой части занятия использовала игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, мелкой моторики.
Слайд 17
Часть 3. Завершающая
Цель – подвести итог занятия, закрепить положительные эмоции от совместной работы. Основные процедуры: ритуал прощания с песочной страной.
Слайд 18,119.20,21
Выставка песочных картин детей.
Опыт работы с детьми показал:
В результате использования песочной терапии в психокоррекции я наблюдала положительные изменения:
1)Значительно повысился общий эмоциональный фон :
- доброжелательное отношение к сверстникам;
- эмоциональная отзывчивость (умение сопереживать, радоваться достигнутому результату);
2)Снизился уровень тревожности, излишней двигательной активности.
3)Повысился уровень развития мелкой моторики и глазомер, а также творческий потенциал детей.
Представленный педагогический опыт может быть с успехом реализован в любом дошкольном образовательном учреждении в практической деятельности воспитателей, родителей с детьми при наличии необходимого минимума, требуемого при реализации метода песочной терапии.
Слайд 22
Спасибо за внимание!