Получи документы

Развитие эмоционально — личностной сферы младших дошкольников средствами театрализованной деятельности

Теплова Людмила Анатольевна
Развитие эмоционально — личностной сферы младших дошкольников средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие эмоционально - личностной сферы младших дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить свой педагогический опыт и поделиться с вами тем, что мне интересно, что я считаю важным, что приносит результаты и доставляет радость.

деятельности».

Публикация «Развитие эмоционально — личностной сферы младших дошкольников средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

Слайд 2 Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальней и значимей. Замыкаясь на телевизоре, компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу.

В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. А ведь физическое, и психологическое здоровье ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, пришла к выводу, что эмоциональную сферу необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать - приоритетных задач воспитания.

Передо мной встал вопрос, как научить детей выражать свои эмоциональные проявления и адекватно реагировать в той или иной ситуации.

Слайд 3 Анализируя современные исследования по данному вопросу, отметила, что среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей, театрализованная игра занимает существенное место, так как этот вид игры пользуется особой любовью у детей. Театр в жизни ребенка - это праздник, всплеск эмоций, в сказке ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Именно театрализованные игры позволяют создать благоприятную эмоциональную базу для развития положительных эмоций, этических чувств.

Слайд 4 Актуальность данного вопроса позволяет выделить проблему: определение новых форм и технологий, использование театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Исходя из вышеизложенного, мною была выбрана тема для творческой работы: «Развитие эмоционально - личностной сферы младших дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Перемены, происходящие в системе народного образования, касающиеся и дошкольного образования позволяют обновлять приёмы и методы работы с детьми, вовлекать и заинтересовывать их, предлагать им как уже знакомые средства театральной деятельности, так и новые формы взаимодействия с детьми, что и определяет цель моей работы:

Слайд 5 Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:

Слайд 6 Дети - прекрасные актеры, непосредственные, эмоциональные. Как светятся у ребенка глаза от счастья, когда ему рукоплещет зал!

Но как научить ребёнка любить театр? Как заинтересовать родителей и привлечь к сотрудничеству и реализации творческих театрализованных проектов?

Самый главный секрет успеха в организации «группового» театра - это увлечение и любовь к театру самого педагога. Только «искра» педагога сумеет «зажечь огонь» интереса у малыша, постоянно подогревать интерес и следить, чтобы этот «костёр» не погас.

Сама я с театром столкнулась еще в школьные годы. 8 лет я посещала при клубе «Шахтер» кукольный театр. Для меня театр стал сказкой, волшебным миром перевоплощений, где добро всегда побеждает зло. И это чувство мне хотелось передать детям.

Именно театр послужит для меня «золотым ключом», которым я смогу приоткрыть любое детское сердце.

Работу над темой я начала с изучения литературы по данному вопросу и подбора комплекса игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы малышей.

Слайд 7 Еще в группе раннего возраста я не просто знакомила детей с новой сказкой, потешкой, стишком, а обыгрывала их с помощью разных видов театра. Наблюдая за мной, малыши старались повторить увиденное. Но больше всего им нравилось перевоплощаться в сказочных персонажей. Чтобы поддержать их интерес, мы начали разыгрывать сценки из народных сказок («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»). Хвалила детей за любые интересные находки: кто – то точно изобразил движение, кто – то голосом показал, какой зверь.

Слайд 8 Для обеспечения более эмоционального комфорта детей я ввела новую игровую технологию – общение малышей с ростовой куклой в виде полюбившегося им героя.

В 2 младшей группе, чтобы систематизировать работу я провела диагностику эмоциональной сферы детей и составила перспективный план театральной деятельности. Разработала методику проведения занятий, развлечений по данной теме.

Слайд 9 В группе создала театральный центр, где разместила разные виды театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, магнитный; театр рукавички; фланелеграф; маски, костюмы; шапочки героев, декорации и др. А также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Слайд 10 Все театральное оснащение доступно для игр детей, и это второй секрет эмоционального благополучия ребенка через театр. Ведь интерес ребёнка поддерживается только тогда, когда он самостоятельно может реализовывать свои творческие фантазии.

Слайд 11 При организации театрально - игровой технологии я соблюдала следующие требования:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей;

- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи;

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Театрализованные игры планирую ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Более углубленно я занимаюсь с детьми в театральном кружке «Сказка». Занятие провожу один раз в неделю.

Каждое занятие я начинаю с приветствия («Доброе утро, улыбнись скорее.», с пальчиковой игры или дыхательной гимнастики. Это помогает детям сконцентрировать их внимание, настроиться на тему занятия.

В занятия включаю упражнения для подготовки артикуляционного аппарата.

Важнейшим методическим приемом является практическое участие каждого ребёнка.

Слайд 12 Вместе с детьми разыгрываю сценки – диалоги, игры:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Слайд 13 • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").

Слайд 14 • Ролевой диалог героев сказок ("Репка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").

• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка").

Слайд 15

Стараюсь помочь юным артистам продумать каждую роль и передать характер героя:

1. Интонацией – предлагаю детям произносить отдельные слова и предложения различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх).

2. Позами - сначала предлагаю детям поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предложить им позой и движением выразить кого-нибудь (Бабу – Ягу, хитрую лису, паука и т. д.)

3. Жестами - начинаю работу с простых сценических заданий: как жестами показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замерз, мне больно).

4. Мимикой - предлагаю детям по выражению лица (глаз, бровей, губ) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выразить свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон, горький перец); В работе использую пиктограммы и портреты с журналов., с помощью которых дети перед зеркалом учатся передавать то или иное настроение.

5. Пантомимой - в которой сочетаются пластические позы, жесты, мимика. Предлагаю детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: «Я мыл посуду и случайно уронил чашку», «Изобразить распускающийся цветок», прыгающую лягушку, засыпающего ребенка, качающееся на ветру дерево.

Слайд 16

Огромную роль в моей работе играют сюрпризные моменты при помощи, которых детям весело, радостно. В своей работе я использую их повсюду : на занятиях, праздниках, развлечениях, днях рождения, утренниках, спектаклях и т. д. Сюрпризом может быть сказочный герой, игрушка, игра и т. д.

Кроме того, использую музыкальный материал «Театральные шумы» и

«Звуки окружающего мира», которые способствуют развитию эмоций, воображения, помогают активизировать внимание и ассоциативное мышление детей, расширяют их представление об окружающем мире, а также помогают в подготовке и проведении спектаклей и праздников.

Первые театрализованные постановки ставятся мной уже с первой младшей группы. Роли распределяются между детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Как правило, это более коммуникативные дети. Если ребёнок боится или стесняется, первое время он остается в роли зрителя. Именно «роль», так как в театре все имеют роли, кто-то актёр, кто-то зритель. А в дальнейшем моя задача, как педагога, каждому ребёнку «подобрать» такую роль, с которой бы он не только справился, но и «проблистал» на сцене.

Слайд 17

Третий секрет успеха - это признание. Обязательно у детей - актёров должны быть зрители. Свои постановки мы показываем родителям, ребятам из других групп или даже друг другу в группе, главное аплодисменты и признание.

Слайд 18

Реализуя творческие проекты по театрализованной деятельности, наши выступления планируем не только внутри детского сада, но и выходим на городской уровень, участвуя в театрализованных конкурсах, и занимаем призовые места. Так театральный коллектив «Сказка» принимал участие в районном фестивале - конкурсе «Лира 2018» и занял призовое 3 место Конечно такой продукт проекта несомненно подстёгивает детей на новые вершины.

Слайд 19

И конечно для решения поставленных задач, не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников.

Первым и решающим этапом взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах, желание добиться положительного результата в отношениях со своим ребенком.

В работе с родителями я использую следующие методы: анкетирование, оформление папок-передвижек, проведение родительских собраний, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, оформление групповых стендов и фотовыставок на разные актуальные темы, связанные с данным опытом работы.

Вторым этапом необходимо заинтересовать родителей и создать такие условия, что бы они чувствовали непосредственно своё участие в «театральной» жизни группы. Родители помогали в изготовлении декораций, бутафорий, костюмов и разных видов театра. В завершении данного этапа проводила небольшие презентации видов театра, сделанных руками семей в виде выступления детей. Родители должны были видеть, что их продукт труда работает.

На третьем этапе проводила консультации и мастер классы. Пожалуй, это самые любимые формы работы с родителями по данному направлению. Кому из взрослых не хотелось бы поиграть? Театральные упражнения, этюды, игры на выразительность речи, театры - экспромты – принимаются родителями очень позитивно.

На заключительном этапе - родители охотно участвуют в эпизодических ролях во время утренников.

Анализ результатов педагогической диагностики показал положительную динамику эмоциональных проявлений. Что означает о правильном выборе

работы с детьми в эмоциональной сфере с помощью театрализованной игры.

В заключении хочется сказать, что только в тесном сотрудничестве педагогов и родителей мы сможем добиться того, что наши дети будут радоваться и переживать с любимыми героями произведений, сопереживать друзьям и родным, сочувствовать животным и окружающему миру

Слайд Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр»Конспект открытой комплексной ОД в старшей группе по развитию речи средствами театрализованной деятельности «Сказочный театр» «Сказочный театр» Цель: развитие речи посредством театрализации. Задачи: • Образовательные: продолжать учить детей в игре перевоплощаться.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционально — личностной сферы младших дошкольников средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 25 декабря 2022 в 23:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционально — личностной сферы младших дошкольников средствами театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Теплова Людмила Анатольевна (УИ 3041540) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД