Теплова Людмила Анатольевна
Развитие эмоционально — личностной сферы младших дошкольников средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие эмоционально - личностной сферы младших дошкольников средствами театрализованной деятельности».
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу представить свой педагогический опыт и поделиться с вами тем, что мне интересно, что я считаю важным, что приносит результаты и доставляет радость.
деятельности».
Публикация «Развитие эмоционально — личностной сферы младших дошкольников средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Слайд 2 Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальней и значимей. Замыкаясь на телевизоре, компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу.
В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. А ведь физическое, и психологическое здоровье ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.
Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, пришла к выводу, что эмоциональную сферу необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать - приоритетных задач воспитания.
Передо мной встал вопрос, как научить детей выражать свои эмоциональные проявления и адекватно реагировать в той или иной ситуации.
Слайд 3 Анализируя современные исследования по данному вопросу, отметила, что среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей, театрализованная игра занимает существенное место, так как этот вид игры пользуется особой любовью у детей. Театр в жизни ребенка - это праздник, всплеск эмоций, в сказке ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Именно театрализованные игры позволяют создать благоприятную эмоциональную базу для развития положительных эмоций, этических чувств.
Слайд 4 Актуальность данного вопроса позволяет выделить проблему: определение новых форм и технологий, использование театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Исходя из вышеизложенного, мною была выбрана тема для творческой работы: «Развитие эмоционально - личностной сферы младших дошкольников средствами театрализованной деятельности».
Перемены, происходящие в системе народного образования, касающиеся и дошкольного образования позволяют обновлять приёмы и методы работы с детьми, вовлекать и заинтересовывать их, предлагать им как уже знакомые средства театральной деятельности, так и новые формы взаимодействия с детьми, что и определяет цель моей работы:
Слайд 5 Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:
Слайд 6 Дети - прекрасные актеры, непосредственные, эмоциональные. Как светятся у ребенка глаза от счастья, когда ему рукоплещет зал!
Но как научить ребёнка любить театр? Как заинтересовать родителей и привлечь к сотрудничеству и реализации творческих театрализованных проектов?
Самый главный секрет успеха в организации «группового» театра - это увлечение и любовь к театру самого педагога. Только «искра» педагога сумеет «зажечь огонь» интереса у малыша, постоянно подогревать интерес и следить, чтобы этот «костёр» не погас.
Сама я с театром столкнулась еще в школьные годы. 8 лет я посещала при клубе «Шахтер» кукольный театр. Для меня театр стал сказкой, волшебным миром перевоплощений, где добро всегда побеждает зло. И это чувство мне хотелось передать детям.
Именно театр послужит для меня «золотым ключом», которым я смогу приоткрыть любое детское сердце.
Работу над темой я начала с изучения литературы по данному вопросу и подбора комплекса игр, этюдов, упражнений для развития эмоциональной сферы малышей.
Слайд 7 Еще в группе раннего возраста я не просто знакомила детей с новой сказкой, потешкой, стишком, а обыгрывала их с помощью разных видов театра. Наблюдая за мной, малыши старались повторить увиденное. Но больше всего им нравилось перевоплощаться в сказочных персонажей. Чтобы поддержать их интерес, мы начали разыгрывать сценки из народных сказок («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»). Хвалила детей за любые интересные находки: кто – то точно изобразил движение, кто – то голосом показал, какой зверь.
Слайд 8 Для обеспечения более эмоционального комфорта детей я ввела новую игровую технологию – общение малышей с ростовой куклой в виде полюбившегося им героя.
В 2 младшей группе, чтобы систематизировать работу я провела диагностику эмоциональной сферы детей и составила перспективный план театральной деятельности. Разработала методику проведения занятий, развлечений по данной теме.
Слайд 9 В группе создала театральный центр, где разместила разные виды театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, магнитный; театр рукавички; фланелеграф; маски, костюмы; шапочки героев, декорации и др. А также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.
Слайд 10 Все театральное оснащение доступно для игр детей, и это второй секрет эмоционального благополучия ребенка через театр. Ведь интерес ребёнка поддерживается только тогда, когда он самостоятельно может реализовывать свои творческие фантазии.
Слайд 11 При организации театрально - игровой технологии я соблюдала следующие требования:
- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей;
- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи;
- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Театрализованные игры планирую ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Более углубленно я занимаюсь с детьми в театральном кружке «Сказка». Занятие провожу один раз в неделю.
Каждое занятие я начинаю с приветствия («Доброе утро, улыбнись скорее.», с пальчиковой игры или дыхательной гимнастики. Это помогает детям сконцентрировать их внимание, настроиться на тему занятия.
В занятия включаю упражнения для подготовки артикуляционного аппарата.
Важнейшим методическим приемом является практическое участие каждого ребёнка.
Слайд 12 Вместе с детьми разыгрываю сценки – диалоги, игры:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Слайд 13 • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
Слайд 14 • Ролевой диалог героев сказок ("Репка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка").
Слайд 15
Стараюсь помочь юным артистам продумать каждую роль и передать характер героя:
1. Интонацией – предлагаю детям произносить отдельные слова и предложения различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх).
2. Позами - сначала предлагаю детям поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предложить им позой и движением выразить кого-нибудь (Бабу – Ягу, хитрую лису, паука и т. д.)
3. Жестами - начинаю работу с простых сценических заданий: как жестами показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замерз, мне больно).
4. Мимикой - предлагаю детям по выражению лица (глаз, бровей, губ) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выразить свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон, горький перец); В работе использую пиктограммы и портреты с журналов., с помощью которых дети перед зеркалом учатся передавать то или иное настроение.
5. Пантомимой - в которой сочетаются пластические позы, жесты, мимика. Предлагаю детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: «Я мыл посуду и случайно уронил чашку», «Изобразить распускающийся цветок», прыгающую лягушку, засыпающего ребенка, качающееся на ветру дерево.
Слайд 16
Огромную роль в моей работе играют сюрпризные моменты при помощи, которых детям весело, радостно. В своей работе я использую их повсюду : на занятиях, праздниках, развлечениях, днях рождения, утренниках, спектаклях и т. д. Сюрпризом может быть сказочный герой, игрушка, игра и т. д.
Кроме того, использую музыкальный материал «Театральные шумы» и
«Звуки окружающего мира», которые способствуют развитию эмоций, воображения, помогают активизировать внимание и ассоциативное мышление детей, расширяют их представление об окружающем мире, а также помогают в подготовке и проведении спектаклей и праздников.
Первые театрализованные постановки ставятся мной уже с первой младшей группы. Роли распределяются между детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Как правило, это более коммуникативные дети. Если ребёнок боится или стесняется, первое время он остается в роли зрителя. Именно «роль», так как в театре все имеют роли, кто-то актёр, кто-то зритель. А в дальнейшем моя задача, как педагога, каждому ребёнку «подобрать» такую роль, с которой бы он не только справился, но и «проблистал» на сцене.
Слайд 17
Третий секрет успеха - это признание. Обязательно у детей - актёров должны быть зрители. Свои постановки мы показываем родителям, ребятам из других групп или даже друг другу в группе, главное аплодисменты и признание.
Слайд 18
Реализуя творческие проекты по театрализованной деятельности, наши выступления планируем не только внутри детского сада, но и выходим на городской уровень, участвуя в театрализованных конкурсах, и занимаем призовые места. Так театральный коллектив «Сказка» принимал участие в районном фестивале - конкурсе «Лира 2018» и занял призовое 3 место Конечно такой продукт проекта несомненно подстёгивает детей на новые вершины.
Слайд 19
И конечно для решения поставленных задач, не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников.
Первым и решающим этапом взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах, желание добиться положительного результата в отношениях со своим ребенком.
В работе с родителями я использую следующие методы: анкетирование, оформление папок-передвижек, проведение родительских собраний, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, оформление групповых стендов и фотовыставок на разные актуальные темы, связанные с данным опытом работы.
Вторым этапом необходимо заинтересовать родителей и создать такие условия, что бы они чувствовали непосредственно своё участие в «театральной» жизни группы. Родители помогали в изготовлении декораций, бутафорий, костюмов и разных видов театра. В завершении данного этапа проводила небольшие презентации видов театра, сделанных руками семей в виде выступления детей. Родители должны были видеть, что их продукт труда работает.
На третьем этапе проводила консультации и мастер классы. Пожалуй, это самые любимые формы работы с родителями по данному направлению. Кому из взрослых не хотелось бы поиграть? Театральные упражнения, этюды, игры на выразительность речи, театры - экспромты – принимаются родителями очень позитивно.
На заключительном этапе - родители охотно участвуют в эпизодических ролях во время утренников.
Анализ результатов педагогической диагностики показал положительную динамику эмоциональных проявлений. Что означает о правильном выборе
работы с детьми в эмоциональной сфере с помощью театрализованной игры.
В заключении хочется сказать, что только в тесном сотрудничестве педагогов и родителей мы сможем добиться того, что наши дети будут радоваться и переживать с любимыми героями произведений, сопереживать друзьям и родным, сочувствовать животным и окружающему миру
Слайд Спасибо за внимание!