Tатьяна Чернышева
Предотвращение утомления у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Чернышева Т. Н., Ротманова О. В.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО, квалификационная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Так, дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) могут посещать группы комбинированной направленности. В таких группах должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).
Публикация «Предотвращение утомления у детей с ОНР» размещена в разделах
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию и обучению.
Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.
Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения, замедлением мышления и др.
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений
От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.
Причины утомления :
- однообразие деятельности,
- неправильно подобранный материал,
- излишняя статичность детей,
- излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
- большое количество детей в группе (шум,
- незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
- неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.
Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна, из-за отсутствия у них каких - либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными.
Средства предупреждения утомления у детей :
У детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина.
Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:
- минутка релаксации,
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- физкультминутки
- рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)
- Обеспечение эмоционального комфорта.
Таким образом, немало важным является создание «игровых мотивационных ситуаций», предотвращающих наступление утомления во время занятий с таким ребенком.
Следует отметить, что при выборе той или иной «игровой ситуации» следует учитывать:актуальность применения, интерес и потребности ребенка,соответствие возрастным возможностям ребенка,выход из «игровой ситуации» в свободную деятельность.
Например: 1. Появление игрушки-персонажа. (Незнайки)
2. Появление «волшебного предмета» (слышен стук в дверь, звон колокольчика).
3. Обучение правилам столового этикета ( столовые приборы: нож, вилка, ложка спрятаны в красивой коробке, в группе).
4. Игра-путешествие куда-либо, и с какой целью.
5. Появление сказочного героя взрослого.
6. Получение письма-послания, телеграммы.
В заключении хочется сказать, что поставленная игроваяситуация обязательно должна проходить через все занятие, помогая детям решать поставленные перед ними задачи, вовлекать их в решение поставленных проблемных ситуаций, помогая при этом еще и взаимодействовать ребенку у которого ОНР с обычно развивающимися детьми.
Для себя мы выделили следующие задачи в работе с детьми с ОНР:
- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
- осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
- признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»);
- поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
- умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;
- систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Литература:
1. Преодоление ОНР у дошкольников. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т. В. Волосовец. М. : В. Секачев, 2007.
2. Жорняк Е. И. Просто ли играть? / Игра и дети. 2001. № 1.
3. Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. – СПб. ; ДЕТСВО-ПРЕСС, 2008.
4. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учё ба и игра: русский язык. Ярославль 1997 г.