Людмила Васенева
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Стёпка-Растрёпка в гостях у детей»
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
Тема: «Стёпка – Растрёпка в гостях у детей» (технология развития творческих способностей детей Т. В. Ляшко и Е. И. Синицыной «Через игру – к творчеству»)
Образовательная область «Познавательное развитие» (использование элементов ТРИЗ, ММЧ)
Дата проведения:06.12.2017
Воспитатель : Васенева Людмила Александровна;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Стёпка-Растрёпка в гостях у детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Цель:
Развитие фантазии детей, воспитание качеств творческой личности, способной системно мыслить и понимать единство и противоречие окружающего мира.
Задачи:
1. Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
2. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
3. Развивать познавательно-исследовательский интерес.
4. Приучать детей к самостоятельности суждений. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
5. Развивать фантазию, воображение.
6. Закреплять умение детей аккуратно использовать материалы.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение объединяться в команды (микрогруппы) для совместной деятельности, слушать и слышать, терпимо относиться к чужому мнению, уступать, вовремя приходить на помощь.
Материал: 3 магнитных переносных мольберта, мыслительные карты Т. Бьюзена по темам «Пуговица» и «Вещества», объёмная крупная пуговица с четырьмя отверстиями,наборы фломастеров, 3 листа ватмана, набор цифр от 1 до 20, карточки – схемы (ТРИЗ) с «маленькими человечками», изображающими 3 агрегатных состояния веществ : твёрдое, жидкое, газообразное; готовые схемы моделирующих объекты и явления в сочетаниях (жидкое в твё рдом: вода в бутылке, сок в пачке, вода в аквариуме); газообразное в твёрдом (резиновый мяч, воздушный шар); жидкое на твёрдом (лужа на асфальте, слеза на щеке); сыпучие вещества (сухой песок, крупа); картинки с изображением разных видов транспорта: воздушный (самолёт, водный (корабль, наземный (грузовик).
Ход НОД:
Организационный момент. Правила поведения, общественный этикет.
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем:"Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень.
Всем:"Привет!" и "Добрый день!"
Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся!
Доброе утро, дети (ответы детей).
А как ещё можно поприветствовать друг друга?
Дети:(здравствуйте, рад вас видеть, привет и другие варианты)
Воспитатель:Ребята, любого ли человека можно поприветствовать словом
«привет!»?
(детские ответы)
Сюрпризный момент:
Появление персонажа - Стёпки-Растрепки.
Всем привет! К вам гости можно?
Воспитатель и дети: Заходи, мы гостям рады! Знакомство и детские рассуждения по поводу приветствия Стёпки-растрёпки. Дети помогают Стёпке найти приемлемое случаю приветствие.)
Стёпка приветствует детей и обращает внимание на присутствующих гостей, пытается привести себя в порядок (приглаживает волосы, заправляет рубаху)отрывается пуговица.
Воспитатель читает стихотворение Р. Сефа «Пуговица»
Висит, скучает пуговица,
Спокойно ей живётся.
Не замечают пуговицу,
Пока не оторвётся.
Степа – растрёпа. Ну вот ребята, у меня оторвалась пуговица. Что же делать?
Дети. Пришить.
Воспитатель: А как пришить? Хорошо когда есть нитки, а если их нет. А если нитки есть, а пуговица потерялась?
Проблемная ситуация:представьте себе,пожалуйста, что на всей Земле исчезли пуговицы. Что делать? Чем их можно заменить?
Дети предлагают варианты, обсуждение (шнурки, деревяшки, косточки, булавки, липучки, деревянные брусочки и другие самые невероятныеварианты).
Стёпка-Растрёпка просит научить его пришивать пуговицы.
Объединение в команды.
Воспитатель:
Для того чтобы нам помочь Стёпке, надо объединиться в 3 команды. Деление будет необычное. Внимание! Условия! Встаньте в шеренгу, закройте глаза. На спину каждого из вас будет прикреплена цифра, обозначающая ваш порядковый номер. Цифра вам не видна. Проблемная ситуация: узнать свой порядковый номер и согласно ему построиться в колонну по одному за три минуты (песочные часы). Подсказки соседа одобряются, но всё перестроения и общение должно происходить в полной тишине. Время ограничено: 3 минуты (песочные).
По сигналу воспитателя дети и Стёпка растрёпка расходятся по группе и пытаются с помощью жестов и других изобретений выяснить, какая цифра закреплена у них наспине (подходят к зеркалу, узнают у друзей, которые показывают цифру на пальцах или пишут на доске или бумаге). Через 3 минуты по команде воспитателя дети выстраиваются в колонну согласно порядковому номеру.
Первой пятёрке детей предлагается подойти к мольберту №1,
Второй пятёрке - №2,
Третьей - №3.
Воспитатель предлагает детям:
- вспомнить девиз, помогающий слаженно работать в командах:
Дети:
«Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко и всегда интересно!
- правила поведения в командах:
1. Слушать друг друга
2 .Уметь уступать
3. Слово капитана- закон
4. Сделал сам - помоги другу!
5. Говорить кратко и по делу! и другие, предложенные детьми.
Воспитатель предлагает командам выбрать капитанов.
Затем выясняет, почему выбрали именно этого ребёнка (дети называют значимые, по их мнению, качества лидера команды)
Воспитатель: Как всё-таки хорошо, что пуговицы есть и их много! Проблемная ситуация «Изготовь памятку – схему для Стёпки-Растрёпки»
Воспитатель: Все могут пришивать пуговицы?Рада! Помогите Стёпке – Растрёпке, нарисуйте для него памятки с разным вариантом крепежа пуговиц.
Задача:придумать как можно больше вариантов «пришивания» пуговицы. Условие: пуговица должна быть пришита прочно, а для этого нужно использовать все четыре отверстия. Побеждает команда придумавшая большее количество вариантов за ограниченное время (песочные часы 3 минуты).
В процессе выполнения задачи воспитатель может предложить (на ушко) замешкавшейся команде использовать как подсказку мыслительную карту по теме «Пуговицы».
После выполнения задания, каждая команда демонстрируют свои схемы, звучат аплодисменты команде, придумавшей самое большое количество вариантов пришивания пуговиц. Их вариант схемы берёт себе Стёпка - Растрёпка, как памятку.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, хорошо иметь пуговицы?
Дети: Да!
Воспитатель: А мне кажется, что это хорошо не всегда!
Предлагает поиграть в игру «Хорошо – плохо»!
Игровая задача: Девочки говорят про пуговицы только хорошее, мальчики - плохое.
Воспитатель: Стёпка, ты с кем? (с мальчиками) Девочки, возьмёте меня в свои ряды? Игра проводится, сидя на ковре в течение 1- 2минут; можно предложить поиграть в игру «Хорошо - плохо» с другими вариантами слов по выбору детей (зима, лето, дождь,ветер и другие).
Проблемная ситуация «Познакомь Стёпку - Растрёпку с «маленькими человечками»».
Стёпка- Растрёпка обращает внимание всех присутствующих на появившиеся на мольбертах значки (маленькие человечки – схемы 3 состоянийвеществ: твёрдое (держатся за руки, жидкое (руки на поясе, газообразное (бегут).
Ой, ребята, тут ещё гости явились! Какие - то странные: похожи на человека, а ведут себя не по этикету. Этот руки задрал, у этого руки в боки, этот бежит куда - то. Я тоже таким невоспитанным раньше был, помните?
Воспитатель: Ребята, кого-то они мне напоминают! Вы знаете наших новых гостей?
Дети: Да!
Стёпка-Растрёпка просит детей познакомить его с «маленькими человечками».
Дети 1 команды:Это «твёрдые человечки», они крепко держатся за руки, их трудно разъединить. Это камень, железо, лёд, древесина.
Дети 2 команды: А это «жидкие человечки», они не держаться за руки, а только соприкасаются локтями, поэтому могут быстро перемещаться, их можно переливать. Это вода, сок, молоко.
Дети 3 команды: А наши «бегающие человечки» очень весёлые и шустрые. Они двигаются, как хотят. Их называют бегающие, летающие, газообразные. Это дым, пар, туман,воздух, запах маминых духов.
Воспитатель: Стёпка, ты понял, что за гости у нас сегодня? Наши дети давно знакомы с маленькими человечками,мы и сказку про них читали. Понимаешь, эти человечки, живущие в каждом окружающем нас предмете, такие маленькие, что их не видно не вооружённым глазом. Лишь под очень сильно увеличивающим микроскопом учёные смоги рассмотреть их. А назвали они маленьких человечков научным словом (шепчет) : МА-ЛЕ-КУ-ЛЫ. Во взрослой жизни мы так и будем их называть,но пока мы договорились с ребятами звать их просто – МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ. Понял?
Стёпка чешет затылок : Кажется, начинаю понимать!
Воспитатель предлагает Стёпке поиграть с детьми в подвижную игру «Маленькие человечки».
Игровая задача: изображать «маленьких человечков» названного воспитателем вещества или явления (камень, вода, пар, стекло, кефир, выхлопной газ, лёд, молоко, дым от костра и другие, двигаясь по кругу.
Стёпка- Растрёпка : понял! И придумал схемы для вас!Попробуйте отгадать, что я зашифровал на карточках?
Проблемная ситуация: «Отгадай, что это?»
Игровая задача: придумать и назвать варианты веществ,явлений,подходящих под заданные схемы.
Каждая команда выполняет своё задание, разгадывая готовые схемы, моделирующие объекты и явления в сочетаниях:
- команда №1–«жидкое в твёрдом» : вода в бутылке, сок в пачке, вода в аквариуме и другие варианты;
- команда №2 - «газообразное в твёрдом» : резиновый мяч, воздушный шар, сыр с дырочкой и другие варианты;
- команда №3–«жидкое на твёрдом» : лужа на асфальте, слеза на щеке и другие варианты.
Командиры сообщают о придуманных вариантах Стёпке – Растрёпке.
Стёпка –Растрёпка : Молодцы ребята, с заданием моим справились! Мне было очень интересно у вас! Пора и честь знать! Давайте прощаться! Я человек взрослый, домой на «Газельке» поеду! Где у вас тут автобусная остановка (дети объясняют Стёпке, как добраться до ближайшей автобусной остановки, дорожные знаки, правила перехода улицы).До свидания!
Воспитатель: Стёпка-Растрёпка доберётся! А вот маленькиечеловечки? Они ведь МАЛЕНЬКИЕ! Вдруг заблудятся? Переживаю! Давайте поможем каждому человечку подобрать вид транспорта для возвращения домой.
Проблемная ситуация «Помоги «маленькому человечку» найти свой вид транспорта»
Игровая задача для каждой из команд: подобрать вид транспорта для своего «маленького человечка» (жидкий – корабль, газообразный – самолёт, твёрдый – грузовик) и обосновать свой выбор.
Заключительная часть. Объединение команд в группу.
Краткая итоговая беседа.
Воспитатель:Назовите ключевоеслово, которое чаще всего повторялось сегодня на занятии. Что нового узнали? В чём было затруднение? Кому вы помогли, пришли на помощь? Кому из вас было интересно на занятии - похлопайте в ладоши. Кому что - то не понравилось - потопайте ногами.
Используемая литература:
1. «Через игру - к творчеству», Т. В. Ляшко, Е. И. Синицына, Обнинский центр НТТУ, Издательство «Интерколледж», Обнинск,1994;
2. «Сказочные путешествия»(сборник развивающих занятий, Г. Я. Ген, Е. В. Леонова, Т. В. Ляшко, Издательство «Интерколледж», Обнинск,1997;
3. «Талантоведение», А. В. Лимаренко, Дальневосточный центр ТРИЗ, Владивосток, 1997;
4. «Краски для фантазии Прелюдия к теории развития творческого воображения. Шанс на приключение», Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б., Петразаводск, 1991;
5. «Воображение дошкольника», О. В. Дьяченко, Москва, Знание. 1986 г.