Ирина Черевко
Занятие-исследование в подготовительной к школе группе «История шариковой ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметы, которые нас окружают.
«История шариковой ручки»
Занятие - исследование в подготовительной к школе группе.
Воспитатель МАДОУ д/с №57 г. Калининграда Черевко И. А.
Задачи:
образовательные:
формировать первичные представления об этапах возникновения и истории развития шариковой ручки. Обогащать знания детей о свойствах веществ (камни, песок, глина, чернила). Расширять словарный запас.
Развивающие:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе сравнения объектов.
Развивать мыслительную и речевую деятельность.
Развивать самостоятельность, активность, любознательность.
Развивать умение проводить опыты и эксперименты.
Развивать исследовательские способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предметам, которые нас окружают.
Воспитывать настойчивость в выполнении заданий, доведении экспериментов до конца.
Материал:
Разные виды ручек, древесные угольки, камешки, пластилиновые дощечки, песок, палочки с заостренным концом, береста, перо птицы, стальное перо, чернила, ручки, бумага, лупы, наглядные иллюстрации.
Ход занятия:
- Ребята, у меня в руках шкатулка. А что в ней, вы узнаете, если угадаете загадку.
Я с собой её ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая….
Д: Ручка.
- Правильно, это ручка. А для чего нам нужна ручка?
Д: Чтобы писать.
- Правильно, шариковая ручка нужна нам для того, чтобы писать
Ребята, как вы думаете, а в древности тоже писали шариковой ручкой?
Д: отвечают, размышляют.
- Многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, не всегда были такими, как мы их привыкли видеть. Каждый предмет имеет свою историю. И ручка имеет свою историю.
А вы хотели бы узнать? А как мы можем это сделать?
Д: - Спросить у взрослых;
- Посмотреть в интернете
- прочитать в книге
- сходить в музей
Предлагаю отправиться в прошлое. (закрывают глаза, считают от 5 до1).
- История шариковой ручки начинается с истории человечества. (иллюстрация пещеры древнего человека)
- Где мы оказались?
Д. : Мы находимся в пещере древнего человека.
- Что вы видите?
Д: отвечают
Пещера древнего человека с наскальными рисунками.
- Древние люди занимались охотой. И свой опыт передавали своим детям, потомкам. А как передать информацию можно? Рассказать другому, или нарисовать.
Как вы думаете, чем рисовали древние люди?
Д: ответы детей.
- Рисовали тем, что у них было под рукой: палочкой или пальцем на земле, песке.
Предлагаю вам нарисовать рисунок палочкой или пальцем на земле.
Практическая деятельность.
- Кому бы вы хотели передать эту информацию?
А теперь потрясём тарелочку с песком. Осталась информация? Надёжный способ?
- Был ещё способ передачи информации у древних людей. Острым камнем рисовали на скале.
Практическая деятельность.
- Очень сложно рисовать на камне. Когда древние люди научились разводить огонь, они заметили, что угольком потухшего костра можно рисовать.
Предлагаю вам нарисовать рисунок углем.
- Как вы думаете, удобно ли было рисовать углем?
Удобно– уголь можно было взять прямо из потухшего костра. Плохо – от рисунка после дождя ничего не оставалось, когда писали углем, руки были черными, грязными.
Наши ручки старались, выводили рисунки на камне, так давайте сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они отдохнули.
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали.
Палочку в руках катаю
И ладошки согреваю.
Мы на дудочке играем
Пальчиками перебираем.
- Шло время. Ещё до нашей эры вавилоняне заострённой палочкой или костью выдавливали клинопись – первое письмо на дощечках с сырой глиной. Такую письменную палочку назвали стиль или стило. Давайте попробуем написать на глиняной дощечке.
Практическая деятельность.
- Как вы думаете, удобно ли было писать на глиняных дощечках палочкой?
Д: отвечают
подводим итог: Выдавливать символы палочкой на глиняной дощечке очень долго. После того, как глиняная дощечка высохнет нельзя уже что-то добавить или исправить.
- В древней Греции писали на натёртых воском табличках, а в древней Руси писали на бересте, используя стило, заострённую медную или костяную палочку. Что такое береста?
- Предшественницей всех типов ручек стала кисть. В Китае её делали из шерсти верблюда или крысы и макали в чернила. Древнейший рецепт чернил содержал сажу сосновой смолы, ламповое масло и желатин. А в Европе придумали чернила, которые не выцветали веками.
Их делали из солей железа и чернильных орешков, болезненных наростов появляющихся на листьях деревьев из-за деятельности некоторых насекомых. Чернилами стали пользоваться ещё в древнем Риме.
Первая ручка была сделана из бамбукового или тростникового стебля. Стебель под углом срезали, обмакивали в чернила и писали.
Только в 8 веке нашей эры люди задумались, что тростинку можно заменить птичьим пером. Перо удобнее держать, и служит оно долго, но подготовить его очень сложно. Весной у сильного молодого гуся брали одно перо, причём, обязательно из левого крыла. Если возьмёшь перо из правого крыла, то будешь при письме загораживать написанное. Потом перо нужно обжечь в горячем песке, чтобы оно стало сухим и жёстким. Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время, до конца 18 века. Ножик, которым затачивали гусиные перья, назвали перочинным.
Вот посмотрите, даже великий поэт Пушкин все свои произведения писал гусиным пером. Какие произведения А. С. Пушкина вы знаете? А какую пословицу мы знаем о пере? Что написано пером – не вырубишь топором! Пословица говорит о высокой народной оценке письменного слова, которому придается значение документа, обязательства. Чтобы писать гусиным пером, его надо было правильно заточить и разрезать пополам. Посмотрите, у нас тоже есть перышки, давайте попробуем ими что-нибудь написать.
- Скажите, удобно писать гусиным перышком?
Д: отвечают.
Хорошо – при письме получаются линии тонкие и красивые. На одном листе можно много написать.
Плохо – перышко быстро ломалось, они высыхали, и сыпался мусор, можно поставить кляксу.
- Затем стали использовать стальное перо, которое тоже макали в чернила. Посмотрите на стальные перышки и сравните их с гусиными перьями. Что в них общего?
Д: сравнивают гусиное и стальное перо.
подводим итог: они также заточены. Перышко разделено пополам. Его тоже надо макать в чернила.
Хорошо - стальное перо не ломается.
Плохо – то, что им можно тоже посадить кляксу.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Весь 19 век изобретатели конструировали ручку, которую не надо было макать в чернила. Венгерский журналист Ласло Биро заметил, что чернила, которыми печатают газеты, быстро сохнут, не текут. Почему бы не писать такими чернилами, подумал он. Но из обычной авторучки густые чернила не вытекали.
И тогда Биро придумал ручку трубочку с крошечным шариком на кончике стержня. Водя по бумаге, мы вращаем шарик и он захватывает чернила, оставляя след на бумаге. Так появилась шариковая авторучка. Рассмотрите наконечник ручки через увеличительное стекло. Вот и получается, что обыкновенная шариковая ручка не только незаменимый инструмент для письма, но и предмет с богатой историей.
Ну, вот ребята, вы теперь знаете, что ручка прошла длинный исторический путь, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Как называется ручка, которой мы пишем сейчас. Кто запомнил, почему она так называется? Ребята, я вам предлагаю подумать, какую бы ручку вы хотели изобрести в будущем. А когда у вас будет свободное время, вы её нарисуете.