Татьяна Михеева
Предметно-развивающая среда в старшей разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе полноценного развития дошкольника.
Публикация «Предметно-развивающая среда в старшей разновозрастной группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2017
Вопрос организации предметно – развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В соответствии с ФГОС реализация проходит в различных ведущих видах деятельности (общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка) .
Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и исподволь формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и ключевые компетентности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть :
• содержательно – насыщенной;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
Содержание группового пространства.
Предметно-игровая среда группы организовалась таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.
В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью нами используется мебель: всевозможные диванчики, кресла. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. В уголках детского экспериментирования дети исследуют песок, воду, краски и фиксируют результат эксперимента с помощью зарисовок. И основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.) .
В группе были определены материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам предложены инструменты для ремонта (отвертки, ключи, плоскогубцы, гайки, болтики и т. д.) . А девочкам - куколки, тряпочки, посудка и т. д. Для развития творческих замыслов в игре девочкам нужны предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки; мальчикам – детали военной формы, разнообразные технические игрушки.
.Элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра – входят в дизайн интерьера группы. В группе организованы выставки детского творчества (рисунков, поделок детей и родителей). Все с уважением относятся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, "драгоценные" для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.
Гибкое зонирование позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности : физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.
Динамичность развивающей среды тесно взаимосвязана с гибким зонированием.
Среда, окружающая детей обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Предметно - развивающая среда - это основа формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
1. Центр творчества «Город Мастеров», Мини библиотека
2. Уголок музыкального развития
3. Патриотический уголок
4. Уголок наблюдений
5. Центр «Семья».
6. Центр «Салон красоты».
7. «Больница» - «Аптека».
8. Уголок «ПДД», «Пожарная охрана», Центр строительно-конструктивных игр.
9. Детский театр.
10. Центр «Супермаркет».
11. «Почта».
12. Уголок физического развития.
13. Участок.