Инна Коваленко
Предметно-развивающая среда в первой младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В группе важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Развивающая среда в группе помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.
Публикация «Предметно-развивающая среда в первой младшей группе детского сада» размещена в разделах
Предметно-развивающая среда первой младшей группы организуется с учетом возможности для детей играть и развиваться в наиболее благоприятных и комфортных условиях. Соблюдается гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаю так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Подбираю соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, забочусь о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирую меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создаю условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.
Строго соблюдаю требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.
Учитываю, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
В группе созданы уголки для разных видов детской деятельности, что способствует улучшению психологической комфортности интерьера, росту познавательного потенциала окружающих ребенка предметов.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все необходимые аспекты.
1. рабочая зона,
2. активная зона,
3. спокойная зона
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр.
Содержание детских игровых уголков
Спортивный уголок (уголок здоровья)
В уголке двигательной активности имеется разный спортивный инвентарь для свободной деятельности детей: мячи среднего и малого размеров, кольцебросы, кегли, скакалка, кольца, картотека проведения подвижных игр, дорожки здоровья, массажные шарики Су- Джок.
В групповой комнате располагаются основные развивающие зоны. Одна из них - игровая зона. В зоне игровых модулей собраны игрушки для разнообразных игр: легковые и грузовые автомобили, различные наборы конструкторов для построек (крупногабаритный (переносной, напольный, конструктор типа «лего», средний; строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины, пирамидки на конусной основе, напольная пирамида, паровоз, различные резиновые и пластмассовые игрушки-животные.
Уголок сюжетной игры
Для развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; формировать у детей умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Здесь расположена детская мебель, куклы (девочка, мальчик, набор посуды (кастрюльки, чашки, блюдца, подносы, вилки, ложки. Все игрушки размещены в свободном доступе для каждого ребёнка нашей группы.
Для дидактических и развивающих игр отдельно расположены полки в шкафу, в котором находятся: материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (пуговицы, шнуровки, предметные картинки (одежда, обувь, посуда и др., парные картинки, игрушки-забавы (неваляшка, набор грибочки-втулки (одинаковые по размеру, но разные по цвету, кубики с предметными картинками, разноцветный деревянный конструктор из геометрических фигур, рамки-вкладыши с геометрическим формами, цветные пластиковые крышки для дидактической игры и развития мелкой моторики.
Также сделан для детей уголок «Видеотека», в котором находиться полка с разными дисками познавательного и развивающего характера, DVD-плеер.
Уголок творчества
Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; формирование умений и навыков в рисовании, лепке; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
В уголке для художественного творчества есть наборы карандашей и фломастеров, восковые мелки, бумага, гуашевые краски, кисти, доски для лепки, пластилин, стеки, губки, различные трафареты для рисования, непроливайки, раскраски. Этот разнообразный материал способствует развитию у детей творческого воображения и активности, развивает самостоятельность и интерес к изобразительной деятельности, формирует эстетическое восприятие.
Музыкальный уголок
Здесь есть различные и уже любимые для детей музыкальные инструменты (погремушки, барабан, бубен, саксофон).
Театральный уголок
В этом уголке есть пальчиковый (вязанный, кукольный, настольный театр, театр «Би-ба-бо» («Курочка Ряба», театр (по сказке «Теремок»).
Уголок природы
Стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать элементарные трудовые умения по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Уголок природы расположен ближе к окну, здесь созданы условия для наблюдения и ухаживания за комнатными растениями. В уголке природы (экологическом уголке) находятся семена растений (фасоль, горох, шишки (еловые, кедровые, желуди, каштаны, ракушки, наборы картинок из серии «Домашние и дикие животные». В уголке природы и на подоконниках расположены разнообразные цветы (с крупными и мелкими листьями) для наблюдения за ними.
Уголок книги
Освоение родного языка; воспитание духовной культуры детей, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книжками-малышками, потешками, стишками и др.
В уголке размещено много книг с яркими иллюстрациями, наборы предметных и сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам. Малыши могут самостоятельно просматривать понравившуюся им литературу. Дети удобно и комфортно располагаются за столом для просматривания книжек (мебель соответствует росту детей).
Для детей также есть предметы для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская». «Строители», «Больница», «Семья»
Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние каждого ребенка.