Татьяна Киселёва
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появились стандарты, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети, поэтому на современном этапе модернизации дошкольного образования одним из приоритетных направлений является организация развивающей предметно-пространственной среды.
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Непременными условиями построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях любого типа являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка) возможна только при соблюдении ряда принципов построения развивающей среды в группе детского сада.
1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка
Предметно-развивающая среда в МКДОУ д/с «Солнышко» оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки-обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Большое значение при создании действительно развивающей среды имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве - для двигательной деятельности, ролевых игр, для «неопрятных» игр (манипуляций с водой, песком, глиной, для спокойных игр и занятий в одиночестве. Основное правило - свободное пространство должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты.
2. Принцип гибкого зонирования среды
Пространство групп организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. (например:тематика недели в подг. группе-«Весна»)
Предметно-развивающая среда ДОУ соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.
• Центр сюжетно-ролевой игры; Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
• Центр безопасности Создавая развивающую среду в группах, немало внимания педагоги уделяли созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголках имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.
•
Центр нравственно- патриотического воспитания (Главной целью уголка патриотического воспитания является воспитание у детей любви к родине, гордости за родной край. А так же, развитие познавательного интереса детей к окружающему миру)
•
Центр физического развития (Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, педагоги делали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. В каждой группе имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.
Кроме того, в двух группах имеются спортивные комплексы: они не занимает много места и в то же время многофункционален, способствует развитию движений и координации детей.
• Центр природы. Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в нашей группе оборудован природный уголок. Здесь представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.
• Центр Развития речи В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
• Цент Книги. В центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.
• Центр изобразительной деятельности. В группах отведено место для изодеятельности детей. Здесь наши воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. На полочках расположены дидактические игры, альбомы с разными видами жанров. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
• Центр сенсорики включает в себя разнообразные развивающие игры и игрушки, вкладыши, мозаика, кубики, сенсорное панно, где использованы камешки, бусинки, бисер, трубочки, ткани и материалы разных фактур и др
• Цент театра и ряженья Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
• Центр музыкального развития В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.
• Центр строительно-конструктивных игр; В дошкольном учреждении для строительно-конструктивных игр создаются специальные условия. Одним из основных условий является организация предметной среды, т. е. наличие необходимого строительного материала (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», «Лего» и др. конструкторские наборы); в соответствии с задачами развития конструктивной деятельности детей данного возраста.
• Центр математики (игротека); Созданию центров занимательной математики предшествовал подбор игрового материала, что определилось возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
• Центр творческой деятельностиВ центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
• УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ-это ниша покоя,место для фантазий. Здесь можно расслабиться,устранить беспокойство,возбуждение,скованность,сбросить излишки напряжения,восстановить силы,увеличить запас энергии.
Выделение таких зон обеспечено специальной организацией пространства групповой и других помещений, соответствующей расстановкой мебели и оборудования с использованием разнообразных «маркеров» пространства: ширм, знаков и символов, подвижных перего-родок
и пр.
Большое значение уделяется работе с родителями, а именно воспитателями оформляются стенды, консультации по теме недели.
3. Принцип уважения мнения ребенка
Развивающую среду конструирует для детей воспитатель. При этом он старается, чтобы его представления об удобствах, уюте, комфорте всегда совпадали с представлениями ребенка об этом. и тогда группа детского сада становится для него роднее, уютнее, комфортнее — ведь это дом, который создан и им тоже!
4. Принцип динамичности-статичности среды
Своеобразный строительный материал - мягкие модули Из них дети с увлечением строят дома, дворцы, лабиринты, пещеры, корабли, изменяя пространство вокруг себя. Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, может быть реализована и с помощью применения легко передвигаемой мебели (на колесиках) и пр.
5. Принцип детской активности, самостоятельности, творчества
Плюсом нашего ДОУ большие площади групповых помещений. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течении дня игрушки, пособия.
. Окружение дает детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом учитываются интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.
Например, одна из стен – рисовальная «стена творчества» предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углем, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.
6. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребенку вещей снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению. Уголок уединения («маленький дом») - то место, в котором можно побыть одному.
7 Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Однако детям ничего не предписывается впрямую в соответствий с этими эталонами, поскольку изменяющаяся жизнь вносит свои коррективы и в эталонные представления.
Атмосфера физкультурно-музыкального зала располагает к активной деятельности. С большим интересом дети участвуют в играх-путешествиях, игровых и конкурсных программах театрализованных представлениях, фольклорных праздниках, посиделках с различной направленностью: художественно-эстетической, развлекательной, познавательной, спортивно-оздоровительной
Методический кабинет служит в помощь педагогам и родителям, обеспечен методической, справочной, педагогической и детской литературой. Здесь создан благоприятно-психологический климат для сотрудников и родителей, для развития профессионального уровня педагогов
В ДОУ имеется логопункт, который представляет одно из звеньев единой системы дошкольного учреждения, он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, помощи, родителям и педагогам по вопросам развития речи, для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений.
С целью решения задач по внедрению в практику ФГОС ДО коллектив детского сада изменил подход к оформлению развивающей предметно – пространственной среды в помещении и на территории детского сада. Поэтому коллектив ДОУ решил вплотную заняться благоустройством территории, созданием условий для деятельности детей на участках. Наш опыт подтверждает, что многое можно сделать своими руками.
На территории ДОУ мы выделили несколько центров:
- Центр «Корабль «Детство»
- Центр игры (игровые участки) ;
- Центр здоровья (спортивная площадка, бассейн) ;
- Центр «Юный пешеход» (автоплощадка) ;
- Центр Природы (экологическая тропа (метеорологическая площадка, «Лесной уголок», цветники, альпийские горки, деревья, кустарники, «Водное царство Нептуна») ;
- Центр «В гостях у сказки» (путешествие на корабле («Гуси-лебеди» «Лисичка со скалочкой, «Смешарики», «Доктор Айболит» змей Горыныч и друзья, остров «Чунга-чанга»)
Все центры способствуют разностороннему развитию ребёнка, используется все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются во всех центрах интегрировано. Дети реализуют себя в разных видах детской деятельности (в играх, труде, наблюдениях и т. д.)
Развивающую предметно-развивающую среду организовывали педагоги для своих воспитанников совместно с родителями, так как, согласно ФГОС ДО, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса.
Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно-развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса.
Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяет решать многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей. Родители нашего детского сада - это незаменимые наши помощники.
При организации предметно-развивающей среды дошкольном образовательном помещении, на территории детского сада педагоги старались учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.
Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.