Татьяна Куксова
Предметно-развивающая среда в ГКП
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время наблюдается повышенный интерес к обновлению предметной развивающей среды в различных возрастных группах детского сада.
Можно выделить десять типичных пространственных зон: бытовое пространство (коридор, туалет, спальная зона, игровая зона (кукольный, транспортный, строительный, рабочая зона, познавательный центр (дидактический уголок, книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный и театрализованная зона («ряженье»)
Публикация «Предметно-развивающая среда в ГКП» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
В современных дошкольных образовательных учреждениях разного вида в большинстве случаев устройство группового помещения напоминает школьную классную комнату. Чаще всего это характерно для групп детей старшего дошкольного возраста, где четко выделена «учебная зона», с классической расстановкой столов, и «игровая зона», занимающая пространство по периметру ковра. Остальные зоны располагаются возле свободных стеновых проемов либо на подвесных полках и стеллажах.
Как уже было отмечено, большую часть времени дети проводят в групповой комнате, где они занимаются с воспитателем или просто играют. Здесь также выделяют:
• место для рисования в свободное время;
• пространство для учебной познавательной деятельности;
• оборудование для конструирования;.
• набор детской мебели для организации сюжетно - ролевых
игр;
• бытовое пространство (коридор, туалет, спальная зона);
• игровой уголок (кукольный, транспортный, строительный);
• рабочая зона;
• уголок для чтения книг;
• природный уголок;
• место для спортивного оборудования;
• музыкальный уголок;
• театрализованная зона («ряженье», наполнение которых предполагает хранение и использование определенным образом подобранных материалов и оборудования.
Большое внимание в детском саду уделяется освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Освещение может быть разным. Например, для чтения сказок нужна особая, уютная атмосфера задушевности, настраивающая на волшебство. Создать ее помогают слабый желтый свет и свободное, комфортное расположение рассказчика и слушателей. Иными словами, светом можно управлять в зависимости от того, чем занимаются дети.
Большую часть групповых комнат занимает оборудование для игры и конструирования. Платяной шкаф с одеждой для переодевания («ряженья») и для кукол. Буфет соответствующего размера, где хранится столовая и чайная посуда. Набор мягкой мебели, цвет которой должен соответствовать цветовому решению интерьера групповой или спальной комнаты. Как только воспитатели заметят, что дети стали реже пользоваться мебелью и предложенными игрушками, необходимо производить перестановку.
Дошкольники обязательно должны двигаться, для этого они широко используют спортивное оборудование.
В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество различных настольно - печатных игр, мозаик, кубиков, дидактических игр. Они дают возможность воспитателю решать определенные педагогические задачи через игру. Подобная предметная среда - прекрасное условие для формирования таких качеств, как умение выбирать нужный материал, продумывать последовательность своих действий, четко и понятно рассказывать о своих замыслах воспитателю и сверстникам.
Увлечение детей конструированием нужно активно использовать, чтобы научить их планировать свои действия в пространстве и во времени, настойчиво преодолевать затруднения, качественно выполнять операции по сборке, проверять промежуточные результаты и устранять ошибки. Наблюдения показывают, что в результате такого подхода к конструированию дошкольники становятся более целеустремленными, организованными, учатся преодолевать трудности и действуют сообща.
Комфортное место для игр, возможность уединиться, когда в этом есть потребность, способствуют созданию положительного эмоционального фона в группе, налаживанию дружеских отношений между детьми.
В групповых помещениях необходимо поддерживать определенную аудиосреду, на которую пока еще в целом обращается мало внимания. Важно стараться сохранить подходящий шумовой фон, учить детей разговаривать без напряжения, спокойно, не мешая другим. Тогда у дошкольников вырабатывается привычка на занятиях говорить четко и достаточно громко, отвечать на вопросы, делиться информацией с окружающими. Очень важно научить ребенка слушать окружающих.
Необходимо научить дошкольников слушать тишину: в группе, в детском саду, тишину утра, вечера, тихого часа. Поскольку полной тишины не бывает, дети постепенно начинают различать разные звуки и пробуют определить их источники. Когда они играют или занимаются самостоятельно, можно ненадолго (обычно на 10-15 минут) включить тихую, спокойную музыку.
Дошкольники постарше могут слушать аудиосказки, а иногда, играя «в концерт», использовать фонотеку для имитации эстрадных исполнителей. Так, благодаря наличию в группе переносного магнитофона и фонотеки появляются самодеятельные детские номера и постановки.
В раздевалке необходимо предусмотреть место для хранения выносных игрушек. Там же выделить специальные уголки со стендами, ширмочками, папками - передвижками, подставками с детскими работами и информацией о том, чем занимаются их дети на занятиях.
Особую ценность представляют макеты, модели, иллюстрации, дидактические игры, созданные руками педагогов.
Среда развития ребенка в детском саду - это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к обучению в школе, но самое главное - «среда обитания» ребенка дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы.
Таким образом, актуальные интересы и предпочтения детей 5-7 лет отличаются от интересов младших дошкольников; следовательно, насыщение группового пространства должно существенно меняться. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста предполагает иную организацию предметно - пространственной среды. Материалы и пособия должны быть доступны детям, функциональны, обеспечивать необходимые условия для самореализации детей с разным уровнем развития.