Екатерина Калачёва
Предметно-развивающая среда группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно – развивающая среда подготовительной группы №11 «Дошколята»
Центр «Природы и экспериментов»
Цель: развитие мышление детей, любознательность, познавательную активность. Для организации познавательно исследовательской деятельности здесь расположены материалы в соответствии с возрастом детей для проведения опытов с воздухом, магнитом, водой, песком. Здесь мы проводим простейшие опыты. Есть схемы опытов, после проведения экспериментирования дети (по желанию) рисуют свои впечатления.
Публикация «Предметно-развивающая среда группы детского сада» размещена в разделах
Есть модели, например, деревьев с признаками поздней осени или зимы, есть картинки, помогающие определить: живое или не живое, есть модели времен года и части суток.
Календарь природы с сезонными изменениями. Мини-макеты («Водоем», «Лес», «Луг» и т. д.) Дидактические игры по временам года. Здесь же расположены фигурки домашних и диких животных, которые могут быть использованы в разных видах деятельности: в играх «Ферма», «Зоопарк», в моделировании макетов «Дикие животные», «Домашние животные осенью», в режиссёрской игре.
Формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности
Цель: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;
воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. В данном центре располагаются: наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры, палочки Кюизенера, танграм, «Логические блоки Дьенеша» и др.
Центр «Творческие ручки».
Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности, есть все необходимое для творчества детей: трафареты, геометрические формы, краски, кисти, карандаши, мелки, белая и цветная бумага, картон, ножницы, пластилин, салфетки. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Репродукции картин художников по сезонам. Для игр - драматизаций имеются различные маски в театральном уголке. Также имеются различные виды театров: плоскостной, кукольный, пальчиковый, театр игрушек и др.
Также способствует формированию интереса к музыке, восприятию и пониманию характера музыкальных произведений, знакомит с музыкальными инструментами.
Уголок уединения, призван решать одну из важнейших задач стандарта дошкольного образования - создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое. Это место для фантазий, где можно посидеть, полежать, успокоиться, а потом вылезти и снова включиться в общую суету.
Центр «Я расту здоровым».
Цель: развитие двигательной активности и физических качеств детей, имеются мячи, кольцебросс, кегли, скакалки, обручи, султанчики, мешочки, платочки, веревочки, мишени. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. Есть картотека подвижных игр, картотека основных видов движения, картотека утренней гимнастики, карточки - схемы с изображением различных физических упражнений, картотека гимнастики после сна. Для профилактики плоскостопия имеются массажные коврики и дорожки.
Игровая зона оснащена маркерами игрового пространства для сюжетно- ролевых игр: кухня, больница, магазин, парикмахерская, дом. Оснащена атрибутами, подобранными с учетом возрастных особенностей и гендерной принадлежности детей, отражающих различные сюжеты: «Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Кафе», «Полицейский», «Автомастерская» и др. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны.
Патриотический уголок
Основная цель создания патриотического уголка: всестороннее изучение родного края.
Задачи:
1. пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
2. воспитывать уважение к культуре других народов;
3. формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
4. пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
5. развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
При создании краеведческого уголка в группе ДОУ старшего дошкольного возраста мы старались придерживаться нормам и требованиям ФГОС
• целесообразность размещения «экспонатов», доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
• хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
Работая в уголках, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили во время экскурсий по городу и при посещении краеведческого музея и районной библиотеки. Развитие кругозора у дошкольников, позволит развивать у дошкольников речь, воображение, мышление, а так же поспособствует нравственному становлению личности, расширить область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
В старшей и подготовительной группах мы оформили патриотический уголок соответственно возрасту детей.
• Фотоальбом: «Южно - Сахалинск» (достопримечательности района) .
• Художественная литература местных поэтов и писателей (стихи, рассказы).
• Флаг, гербы и другая символика района, России.
• Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Портрет президента России
Символика России (Флаг, герб, гимн)
Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)
В своей работе используем различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Для более глубокого ознакомления дошкольников с родным краем, нами был создан книжный уголок, где выставлены книги познавательного характера о Сахалинской области (с иллюстрациями о природе родного края, истории возникновения района, фотоальбомы современного села)
Для закрепления полученных знаний - Дидактические игры:
Предметно - развивающая среда в подготовительной группе. Возраст детей 6 -7 лет.
Известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому у воспитателей возникает интерес к обновлению предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ.
Предметно-развивающая среда должна быть:
1. Содержательно-насыщенной - образовательное пространство должно быть достаточно хорошо оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе игровым оборудованием. Среда должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2. Трансформируемой - пространство должно легко трансформироваться исходя из замысла воспитателя в организации своей работы, согласно замыслу или желанию ребенка.
3. Полифункциональной - предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
4. Вариативной - вариативность среды предполагает наличие в различных пространств, в том числе для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей, в том числе и игровую.
5. Доступной - доступность среды должна предполагать свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6. Безопасность - все материалы и оборудования должны быть исправны, безопасны и правильно хранимы.