Авраменко Светлана Александровна
Предметно-пространственная среда для познавательного развития в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда в младшей группе направленная на познавательное развитие
ПЛАН:
1) Предметно развивающая среда.
2) При построении предметно–пространственной развивающей среды должны учитываться принципы.
3) Предметно-развивающая среда, направленная на познавательное развитие ребёнка в первой младшей группе.
Публикация «Предметно-пространственная среда для познавательного развития в младшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4) Вывод.
1) ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Необходимо стремиться создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования, возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
2) При построении предметно–пространственной развивающей среды должны учитываются принципы.
Предметно-развивающая среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, обогащающаяся новизной. Иными словами, окружающая малышей среда не только развивающая, но и обогащающаяся.
1. Принцип индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
2. Принцип стабильности-динамичности.
3. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.
4. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
5. Принцип открытости-закрытости.
6. Принцип активности.
7. Принцип половой дифференциации детей.
8. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
3) Предметно-развивающая среда, направленная на познавательное развитие ребёнка в первой младшей группе.
Предметно–пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС ДО, где чё тко прослеживаются все пять образовательных областей:
1. Социально-коммуникативная.
2. Познавательная.
3. Речевая.
4. Художественно-эстетическая.
5. Физическая.
Центры активности можно организовать на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
Направление: Познавательное развитие
Центры должны быть организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. В холодный период года можно разместить здесь комнатный мини–огород. В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Центр опытно-экспериментальной деятельности (Экспериментирования) представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.
Центр «Математики» (игротека) (Занимательной математики)имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно— знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдается способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми Центр решает следующие задачи:
целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
В «Нравственно-патриотическом» Центре размещается государственная символика родного города, края и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Кубани. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья» и др.
«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группах расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.
Центр - «Музыкальное» развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. В центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д., которые используются детьми в свободной деятельности.
В Центре «ИКТ» могут быть размещены — телевизор, ноутбук, DVD-плеер, магнитофон, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.
Для оптимизации двигательной активности детей можно использовать спальные помещения в период бодрствования детей. В спальне можно расположить физкультурно-оздоровительный центр и тематические игровые уголки для организации сюжетных игр детей. В этих уголках игровое оборудование и игрушки расположены соответствующим образом, что подсказывает детям сюжет игры и способы ее реализации, позволяет развивать инициативу детей и двигательную активность, дает возможность индивидуального развития основных видов движений у ребенка.
Грамотно организованная предметно-пространственная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Если педагоги обладают вышеперечисленными компетенциами создания РППС в соответствии с ФГОС ДО, то можно говорить о грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ.