Галина Чернова
Предметно-пространственная среда группы
▼ Скачать + Заказать документы
Наша организация предметно пространственной среды
в группе «Золотая Рыбка»
МБДОУ Детский сад №9 «Колокольчик»
Республика Хакасия, Боградский район, с. Знаменка
Воспитатели: Тевс Татьяна Геннадьевна
Чернова Галина Ивановна
Сегодня мы готовы поделиться с вами тем, как строится развивающая предметно-пространственная среда в Детском саду №9 «Колокольчик» села Знаменка Боградского района, а точнее, в подготовительной группе «Золотая рыбка».
Темочки:
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями детей подготовительной группы, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-пространственная среда группы, а также территории, прилегающей к детскому саду, максимально обеспечивает реализацию образовательной программы подготовительной группы, а также обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей и возможность для уединения.
Соответствует основным требованиям к организации среды прописанным во ФГОС ДО.
Первым шагом в организации среды для нас стало создание в группе уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановку группы мы пытались сделать располагающей, почти домашней, чтобы дети быстрее осваивались в ней, свободно выражали свои эмоции, чтобы чувствовали себя комфортно и свободно.
Оборудование размещается по секторам (центрам развития, что позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, позволяет объединиться детям подгруппами с учетом общих интересов, а нам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В группе есть дети с дефектами речи, но возможностей для открытия логопедической группы нет, поэтому в спальне мы организовали сектор речевого развития «Речевечок», где с детьми занимается логопед и закрепляют упражнения воспитатели.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе содержательно-насыщенная, так как все наши сектора оснащены большим количеством развивающих материалов:
Мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но осваиваем и стены групповых помещений, а также потолок: его мы используем для оформления группы по сезонам, а на стенах групповой комнаты расположились: Сектор Безопасности «Чтобы не было беды.», Сектор «Хочу все знать!» Сектор Патриотического воспитания,, в совместной деятельности с детьми был изготовлен макет части Кремлевской стены и лепбук. Регулярно сюда выкладываем альбомы про Хакасию, Абакан, Боградский район и Знаменку
В группе организован свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня детям выделяется время, чтобы они могли выбрать пространство активности по собственному желанию.
- В секторе «Мир природы» мы расположили материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования (календарь наблюдения за природой, комнатные растения, песок, камни, ракушки, книги, открытки, шишки, колбы, баночки и т. д.); дидактические игры на тему природы.
Все материалы находятся как на открытых полках, так и в шкафу, которые мы используем в совместной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
! Различные настольные театры, театр кукол би-ба-бо, костюмы, маски, театральные атрибуты, а также материал для их изготовления находятся в секторе «Театр»
! Наши дети любят различные конструкторы строительные материалы различных форм и цветов, лего, мозаики, бросовый и природный материал для художественного конструирования всего этого у нас в группе достаточно;
! игрушки и спортивное оборудование для развития основных видов движения (мячи, скакалки, обручи, ленты, мат, батут, спортивная стена, нестандартное оборудование) – находится в секторе «Быстрее, выше, сильнее».
Так как в детском саду нет спортивного зала, то именно этот сектор направлен на стимулирование физической активности детей, присущее им желание двигаться, познавать, Он побуждает их к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование.
! Есть секция Хочу все знать! Там находятся:
-дидактические и настольно-печатные игры (лото, домино, головоломки, шашки, дидактические игры по развитию речи, математике, в том числе, игры на плоскостное моделирование);
-развитию игровой деятельности способствует наличие материалов, и игрушек в секторе сюжетно - ролевых игр (куклы, коляска, 3 кроватки, зеркало, машинки, наборы посуды, мебели, муляжи фруктов и овощей, атрибуты для игр: «Семья», «Магазин», «Зоопарк», «Автопарк» «Салон красоты», и т. д); Игровая среда должна стимулировать детскую активность и поэтому мы постоянно обновляем её, в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование - разнообразно и легко трансформируется. Дети сами с удовольствием участвуют в создании и обновлении игровой среды. Большой вклад вносят в ее усовершенствование родители.
В нашей группе замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубики, стулья.
Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
! книги, раскраски, периодические издания, энциклопедии, выложили для обогащения детей впечатлениями, в книжном секторе «Почитай!»
Развивающая предметно-пространственная среда организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей. В зависимости от темы недели или периода мы приносим в группу изделия народного искусства, репродукции картин, портреты великих людей, предметы старинного быта, книги и пр.
- материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности находятся в секторе детского творчества «Арт – студия» (листы бумаги и альбомы разных форматов, доски, краски, гуашь, кисти, графитные карандаши, цветные карандаши, гелевые ручки, фломастеры, восковые мелки, пластилин, салфетки, ножницы, цветная бумага, цветной и белый картон, клей, природный материал, а также трафареты, и материалы для нетрадиционных видов рисования, образцы, раскраски, альбомы по декоративному рисованию, иллюстративные материалы по изобразительному искусству) все это находится как в открытых так и в закрытых шкафах, куда дети имеют свободный доступ; наличие этих материалов, обеспечивает возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, лепкой, аппликацией, дизайном
! материалы для самообслуживания и элементарного бытового труда -находятся в туалетной комнате, а в групповой находятся сектор дежурных: по столовой, природе и по группе в них представлены маршрутные листы дежурных, алгоритм выполнения работы и необходимое оборудование.
! Возможность выставить свои шедевры дети имеют в приемной в секторе «Наше творчество»,
- А в секторе Фото выставка мы помещаем фотографии из жизни группы, которые меняются в зависимости от событий в группе.
Здесь же размещена общая информация о группе, о наших именинниках и информация для родителей
Таким образом: Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.
Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.) т. е. дети всегда знают куда надо убрать тот или иной предмет, оборудование или игру.
Инвентарь и игровое оборудование соответствует требованиям безопасности.
Таким образом, предметно-пространственная среда нашей группы подчинена детским интересам, вызывает у наших детей положительные эмоции, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает их к активной творческой и двигательной деятельности, носит развивающий характер. С помощью предметно-пространственной среды в группе мы создаем условия для развития способностей детей в разных видах деятельности.