Людмила Шарова
Конспект открытого занятия с презентацией «Знакомство с творчеством И. И. Шишкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе.
Тема: Знакомство с творчеством И. И. Шишкина
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с творчеством И. И. Шишкина. Развивать интерес к изобразительному искусству.
• Учить видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности.
• Воспитывать: любовь к родной природе, эстетические чувства, желание посещать музеи, уважение ко всему живому на земле.
Материал:
Публикация «Конспект открытого занятия с презентацией „Знакомство с творчеством И, И, Шишкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
1. Репродукция И. Крамского «Портрет И. И. Шишкина».
2. Репродукции картин И. И. Шишкина :
• «Дебри»
• «Сосны, освещенные солнцем»
• «Дубы, вечер»
• «Полдень. В окрестностях Москвы.»
• «Рожь»
• «Лесные дали»
• «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»
• «Утро в сосновом лесу»
3. Музыкальное сопровождение (шум леса, голоса птиц)
Ход занятия:
Воспитатель: А сейчас настало время стать участниками путешествия, в которое приглашает художник, больше всего любивший изобразить на своих полотнах лес. Даже фамилия у него была лесная – Шишкин, а имя и отчество – очень русские и простые Иван Иванович. (Рассказ педагога сопровождается показом слайдов)
И. И. Шишкин родился в городе Елабуге. В его родном краю природа была очень красивой. Леса окружали город. Красота лесов и полей с детства полюбилась будущему художнику, и он решил в своих картинах рассказать об этом людям. Так он стал великим художником – пейзажистом. Пришло время и нам познакомится с ним.
Рассказ воспитателя о картинах художника:
1) «Портрет Ивана Ивановича Шишкина» написал Иван Крамской в 1873 г.
(слайд 1). Художник-пейзажист действительно собрался в дальний путь. На нём шляпа, защищающая от солнца и дождя, высокие сапоги, в руках длинная палка, помогающая идти сквозь густые заросли и топкие болота. На плече этюдник с красками, а под рукой сложенный большой зонт.
И. И. Шишкин – художник, который исходил пешком сотни километров по
лесам и полям России.
2)Перед вами картина «Дебри» (слайд 2). На картине изображены ели и
сосны, спрятавшиеся в непроходимой лесной чащобе. Ели и сосны растут близко друг к другу, в лесу стоит полумрак, даже становится страшно.
3)А сейчас «выбираемся» из дебрей и выходим на опушку леса. Перед
вами картина «Сосны, освещенные солнцем» (слайд 3). В лесу светло, солнце освещает могучие сосны. Мы слышим пение птиц и продвигаемся вперед, и попадаем не просто в лес, а в настоящую дубраву.
4) Картина «Дубы, вечер.» (слайд 4). Деревья приветствуют нас, как огромные великаны.
5) А сейчас нам предстоит перейти через поле. «Полдень в окрестностях Москвы» (слайд 5).
6) И. И. Шишкин ничего не сочинял в своих пейзажах, а рисовал, то, что он видел. Но, именно, в картине «Рожь» (слайд 6). он допустил сознательную ошибку, чтобы сделать пейзаж более выразительным. Чего в «чистом» поле никогда не бывает, а Шишкин рисовал «в полный рост» (могучие деревья никогда не растут в полях, их выкорчёвывают). Если их убрать в поле, к картине будет пусто, скучно. Введя в изображение поля вековые, могучие сосны, пейзаж художника стал, узнаваем, и стал носить русский характер – простор, раздолье с бескрайними полями и вековыми могучими деревьями (воспроизвести вместе с детьми картину «Рожь» показать бескрайние поля)
7) Картина «Лесные дали» (слайд 7) вызывает чувство полёта, словно разбегаемся с высокого холма. Летим как птицы над густым, непроходимым лесом, вдалеке видим озеро, окутанное туманом (видим птицу, одиноко стоящую сосну).
8) «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (слайд 8). В лесу тихо, но совсем недавно здесь хозяйничал вечер или ураган. Под сосной расположились медведи, жители этого леса – медведи намерены полакомиться мёдом диких пчёл, на сосне, возле которой они сидят, укреплена «мёда полная колода». Сосны в этом лесу особенные…
-А сейчас настала пора сделать «привал» и полюбоваться картиной.
9) Картина «Утро в сосновом лесу» (слайд 9) написана И. И. Шишкиным более ста лет назад.
Игра «Войдём в картину» (слева, из центра, справа)
А сейчас тихо «постоим» в лесу (звучит музыка просыпающегося дня).
Шишкин показывает в картине как наступает утро: утренний туман, в глубине рассеивающийся на глазах, росу на засохшем стволе.
Итог: Возвращение в группу. Сюрпризный момент: угощение конфетами «Мишка – косолапый», на фантиках которых изображен фрагмент картины «Утро в сосновом бору».
Литература:
1. Г. Е. Ветрова. Сказки о художниках. И. И. Шишкин. Белый город, 2001 г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/ 2002г., статья М. Манцевич. «Художник – пейзажист; Путешествие и страны».
3. Знакомство с пейзажами и художниками – пейзажистами.