Лариса Шевелева
Занятие к Дню Славянской письменности
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие к Дню Славянской письменности
Праздник «Слово Русское звучит»
Логопед: Ребята, сегодня необычный день. Мы поговорим с вами о. Отгадайте загадку:
- Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ. / Буквы
дети: Буквы.
Логопед: Правильно. Ребята, мы любим, читать книги, но чтобы книги появились в нашей жизни, человеку нужно было научиться писать, чтобы записать сказки, рассказы, интересные истории. Как появились буквы в нашей жизни. Человек понимал, что он произносит звук, этот звук надо каким-то знаком обозначить. У одних народов буквы появились раньше, кто-то «подсмотрел» и одни буквы тоже взяли в свою письменность. Буквы менялись, шли века, сейчас ученые пытаются расшифровать, старинные записи. Как на Руси появились буквы? 24 мая – День Славянской письменности. История праздника связана с памятью о создателях кириллицы – братьях Кирилле и Мефодии. Они родились в благочестивой семье в Салониках (Греция). Мефодий (старший, 815 г. р.) выбрал военный род деятельности, спустя 10 лет службы стал монахом. Кирилл (младший, 827 г. р.) много изучал науку, принял сан иерея, общался с выдающимися людьми, по окончании учебы трудился в Константинополе. Впоследствии уехал к брату в храм на горе Малый Олимп (Анатолия, современная Турция). Там зародилась мысль о создании славянской азбуки, чтобы распространять христианство по территориям, на которых проживали славянские народы.
Публикация «Занятие к Дню Славянской письменности» размещена в разделах
История Кирилла и Мефодия:
В 863 году Кирилл сотворил первую азбуку, перевел с греческого на болгарский язык священные книги, среди которых были Евангелие и Псалтырь. В этом ему помогал родной брат. С помощью двух просветителей славянский народ получил свою письменность (первыми были люди в Болгарии и Моравии). Православная церковь объявила их чудотворцами. Уже в XI в. 24 мая (11 мая по старому календарю) был обозначен, как день памяти этих святых.
- Раньше было 42 буквы, сейчас – 33буквы.
(рассмотреть алфавит)
- Наш алфавит и в старину, и сейчас начинается с буквы А, буква А – первая буква и в других алфавитах. Буква А очень часто встречается в словах и …
(слышится плачь, входит буква А)
Буква: А – а – а…
Логопед: Здравствуйте. Не плачьте. У нас праздник. Кто вы?
Буква А: Я – главная буква А, самая первая. А – а – а…/ плачет.
Логопед: Милая Буква не надо плакать. Лучше расскажи свою историю с самого начала.
Буква А: А – а – а… Я не кому не нужна. А – а – а…
Логопед: Милая Буква А, ничего понять не можем. Книжка, может быть Вы, поможете нам.
Книга: Конечно. Вот началась наша сказка.
(показ сказки «Почему буква А осталась одна»)
Логопед: Послушайте приключения буквы… Стояла на полянке машина «Победа». Заглянул на полянку Ежик. Понравилась ему буква «П».
(на полянку выходит Ежик)
Ежик: Какая красивая буква. Поставлю ее перед домом. Хорошие ворота будут (ежик берет букву «П» и уходит).
Логопед: Взвалил букву на спину и унес.
(на полянку выходит медведь)
Логопед: Пришел Медведь хмурый. Жаловаться стал.
Медведь: Нет у меня сегодня.
Буквы: Обеда!
Медведь: Верно! Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки (медведь уносит букву «О»).
Логопед: Взял он букву «О» под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: беда.
(на лужайку выбегает зайчик, метается)
Зайчик: Ой, где беда!
Логопед: Налетел с перепугу на букву «Б». Отскочила она, за рябину упала.
А Зайчик умчался в лес (зайчик убегает, появляется аист). Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: еда.
Аист: В траве и верно еда: лягушек — сколько хочешь. Поем.
Логопед: Приделал Аист к букве «Е» палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес (улетел аист, появляется баран).
Логопед: Тут Баран пришел. Заблеял обиженно
Баран: Неправду говорят, что я упрямый. Разве я упрямый?
Буквы: Да!
Логопед: Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву «Д» рогами. Она и рассыпалась на кусочки (буква «Д» бросает букву и ребенок ухолит, «баран убегает). Осталась последняя буква - А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько.
Буква: «А» : а-а-а!
Логопед: Утешьте ее, ребята.
- Буква, А, ты конечно первая буква в алфавите, много слов начинается с тебя.
Логопед: Уважаемая, буква А, с вас начинается названия книги, которая поможет ребятам научиться читать «Азбука». Буква А, ребята очень хотят с тобой поиграть, показать свои знания.
- игра «Кто больше назовет слов, в которых буква А первая в слове»;
- игра «Кто больше назовет слов, в которых буква А последняя в слове»;
(соревнуются команды девочек и мальчиков, за правильные ответы получают букву А)
- игра «Кто быстрее сложит букву А / пазл»;
(буква А – слова начинаются с А, буква А – слова, в которых А – последняя, ребята должны определить, какую букву будут собирать)
(появляется Азбука)
Логопед: Буква А, ребята, встречайте гостью. Азбука принесла буквы, мы сейчас сравним современную Азбуку и Кириллицу.
- игра "Сравни буквы"
- Ребята, мы увидели, каких букв нет в современной азбуке. Азбука очень хочет, чтобы вы нашли и показали, с какой буквы начинается ваше имя, нужно сложить пазл "Печатная и прописная буква".
- игра "Печатная и прописная буква" - сложить правильно пазл, подобрать буквы, на обратной стороне будут картинки на эту букву.
Логопед: Ребята, молодцы, все верно и правильно справились с заданием. Любите и берегите свой родной язык. Пусть звучит слово русское, прославляет край родной. Уважайте родной язык. Сочиняйте красивые стихи, пишите добрые слова, рассказы. Берегите, созданную, письменность святых Кирилла и Мефодия.