Дмитриева Олеся Сергеевна
Праздник «Хейро» — национальный праздник жителей крайнего севера
Интегрированное занятие по теме: «Хейро»
Цель: уточнить и расширить знания детей о культуре и самобытности народов крайнего севера.
Задачи:
1. Формировать интерес к творческой деятельности посредством экспериментирования с различными материалами, к «открытию» их свойств и качеств при создании художественных образов;
2. обогащать словарный запас детей словами, пришедшими к нам из культуры малочисленных народов Севера, обозначающими предметы бытового окружения (нарты, барган, малица, унты, строганина и пр.);
3. развивать коммуникативные навыки детей в общении друг с другом, со взрослыми;
Публикация «Праздник „Хейро“ — национальный праздник жителей крайнего севера» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
4. воспитывать любознательность, интерес к культуре и обычаям народов Крайнего Севера.
Методические приёмы: сюрпризный момент, мотивация деятельности, игровая ситуация, комментированный показ, рассматривание, руководство процессом выполнения, самостоятельная работа детей, художественное слово, обыгрывание поделки.
Материалы: ёмкости с водой, замоченная в воде газета, заготовленное солёное тесто; индивидуальные клеёнки для работы, стеки, салфетки влажные, клей, кисти для клея, салфетки тряпичные, розетки под клей, подставки под кисти, заготовки из искусственного меха разной длины, полоски бархатной бумаги красного и чёрного цвета, ножницы.
Оборудование: активная колонка.
Оформление зала: при входе в зал установлена ярусная экспозиция «Крайний Север» на которой представлены поделки, выполненные в технике прессованной мокрой газеты и солёного теста: животные Севера, народы Севера, центральную стену занимает композиция в технике «Вытыканки» с изображением чумов, оленей, коренных жителей Севера, в зале стоит имитация чума, ширма, оформленная в той же тематике, по периметру зала стоят столы-рабочие зоны.
Предварительная работа: накануне праздника «Хейро» с детьми проводиться беседа о культуре и традициях народов Крайнего Севера. Пробно, в технике прессованной мокрой газеты и солёного теста отрабатываются технические приёмы исполнения.
Ход мероприятия:
I часть: Познавательная
1. Организационный момент
Дети входят в зал под музыкальные мотивы народов Севера. Останавливаются у центральной стены, на которой изображены полярная сова, олени, чумы, и люди с поднятыми вверх руками.
Воспитатель: Посмотрите, что изображено здесь?
Дети: Это тундра и жители Севера.
Воспитатель: Верно! На Севере, на смену полярной ночи приходит полярный день. У местные жителей существует традиция встречать Хейро. Что означает Хейро?
Дети: Солнце!
Музыкальный ряд: этнические напевы, звук баргана. Старый шаман отчаянно взывает к богам.
Шаман: Стар я совсем, не по силам мне пробудить тебя – «Светлое око». Только сильные духом и храбрые сердцем способны совершить чудо, вы избранные. Ступайте на край земли, туда - где земля и небо прячут в своих объятиях «Светлое око», отыщите Северка. А магические камни укажут вам путь к солнцу.
Воспитатель берёт мешочек с камнями, встряхивает его, и как бы нечаянно рассыпает содержимое. Камни рассыпаются в направлении первого испытания.
Звуковой ряд: завывает вьюга, под скрип снега под ногами, воспитатель и дети направляются к сугробу. Дети разбирают имитацию сугроба, находят части саней-нарт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на эту схему. Как вы думаете, что на ней изображено?
Дети: Это нарты, на которых ездят местные жители.
2. Задание по схеме «Нарты»
Дети по инструкции-схеме собирают сани- нарты.
Воспитатель: Для чего нужны нарты?
Дети: Нарты-это средство передвижения, на них люди перевозят вещи, кочуя по Тундре.
Дети усаживаются в сани вместе с воспитателем.
Звуковой ряд: завывает вьюга, слышен лай собак, голоса погонщиков.
Воспитатель: Жители Крайнего Севера запрягают в нарты не только оленей. Животное это было первым, кого приручил человек. О ком же идёт речь?
Дети: Это собаки! Северные породы-это хаски.
Музыкальный ряд: завывает вьюга, поднимается пурга.
Воспитатель: Скорее прячемся, иначе нас заметёт. Все сюда!
Воспитатель и дети направляются к чуму. Пока дети прячутся внутри чума, воспитатель выкатывает столик на роликах, облачённый в чехол-печку (он же очаг).
3. Волшебная печь.
Воспитатель: Ребята, буря стихла, выходите.
Дети подходят к печи, прикасаются руками. Печь холодная.
Воспитатель: Давайте, попробуем раздуть пламя.
Воспитатель и дети приседают у печи, раздувают пламя, снимают с нижней части печи лоскуты ткани на липах, появляется рисунок пламени.
Звуковой ряд: треск костра.
Греют руки над печкой, потирая ладошки. Стоя у печки, рассуждают.
Воспитатель: Ребята, вспомните, какие народности проживают на территории Крайнего севера?
Дети: Это энцы, ненцы, долганы.
Воспитатель: Мужчина у северян – охотник, рыбак, оленевод, а чем занимается женщина?
Дети: Женщина собирает и разбирает чум, когда семья уходит с обжитого места.
Выделывает шкуры оленя, шьёт из них одежду.
Воспитатель: Вспомните, как называется верхняя одежда и обувь у северян?
Дети: Верхняя одежда у северян называется малицей, а обувь унты.
Воспитатель: Я не ошиблась, здесь действительно живёт охотник, посмотрите вот замороженная рыба (демонстрирует её детям, разрешает понюхать). Вспомните, как называется традиционное национальное блюдо из рыбы на севере?
Дети: Строганина.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда люди берут воду? Реки покрыты льдом, колодцев нет.
Дети: Они растапливают снег.
II часть: Продуктивная деятельность
1. Изготовление основы
Воспитатель и дети подходят к столам, на столах стоят ёмкости с водой с замоченной в них газетой. Продуктивная деятельность выполняется без стульев, дети работают в парах.
Воспитатель: Вода здесь не случайно! Внешне мы с вами совсем не похожи на коренных жителей Севера, но надо признать - дети любых национальностей любят играть в одни и те же игры, во что играют дети зимой?
Дети: Катаются с горки, лепят снеговика, кидают снежки.
Воспитатель: Давайте, попробуем сделать снежки из мокрой газеты! Я беру газету, сминаю её в комочек, отжимаю воду и придаю ей форму шара.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Воспитатель: Шар похож на голову, а если сделать туловище, то у нас с вами получиться человечек. Тот самый «Северок», о котором говорил старый шаман. У каждого из вас получиться своя кукла, а вместе нас получиться в двое больше.
Туловище мы сделаем так же из мокрой газеты в форме конуса. Показываю, сначала сжали комочек одной рукой, что получилось?
Дети: Столбик.
Воспитатель: Затем, обернули его в газету, так чтобы просматривалась верхушка конуса. Левая ладонь прямая, ею мы выравниваем основание, а правая - формообразующая, ею мы придаём форму. Чтобы конус был устойчивым, постучим его основанием о стол. Сделаем небольшое углубление в шаре и закрепим конус и шар с помощью клея.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Воспитатель: С этим заданием вы справились, молодцы! Но, по-моему, чего не хватает?
Дети: Не хватает рук и лица.
Воспитатель: Лицо и руки «Северку» мы вылепим из солёного теста. Скатываем шар, сплющиваем его в ладонях и получаем?
Дети: Диск.
Воспитатель: Диск прижимаем к голове ладонью, края диска закрепляем пальцами. Детали лица процарапываем стекой. Затем, скатываем столбик и делим его на две части-это будут руки. Обратите внимание: место среза получилось более ровным - это будет низ рукава. Тесто сырое, мягкое и само приклеивается в мокрой основе, а значит клей нам не понадобиться!
Дети выполняют задание самостоятельно.
Воспитатель: Ждать к сожалению, мы не можем! Поэтому предлагаю подсушить наши поделки в печи.
Воспитатель ставит человечков в печь, на нижнем ярусе которой уже стоят заготовки просушенные и прокрашенные (пробно, выполненные детьми в свободной деятельности). Пока поделки «сушатся», дети наводят порядок на рабочих местах. Воспитатель выкладывает заготовки из искусственного меха, доливает клей в розетки. Дети раскладывают раздаточный материал. Двое ребят нарезают треугольники из бархатной бумаги: красного и чёрного цвета.
2. Украшение поделки
Воспитатель: (вынимает из печи поделки) Вот так чудеса! Обратите внимание, как изменились свойства материалов после того как газета и тесто высохли.
Дети: Тесто стало твёрдым как камень, а газета лёгкой.
Воспитатель: Ребята, нам с вами осталась самая малость - украсить поделку. Верхняя одежда с капюшоном и длинным рукавом, одеваемая через голову называется у северян - малицей. Длинные полосы меха мы наклеим вокруг лица, а короткие по рукаву. Из бархатной бумаги пустим узор в виде чередующихся треугольников на передней части малицы.
Дети выполняют задание самостоятельно.
III часть: Заключительная
Музыкальный ряд: этнические напевы, дети выстраиваются в круг, читают стихотворение Хейро.
Праздник «Хейро»
Ждут восхода солнца люди, праздник «Хейро» на носу,
Чтоб его скорей приблизить, человечка я слеплю.
Не из глины-пластилина, я газету намочу:
Выжму воду, дам ей форму на окошке подсушу.
Распишу его я краской и детали нанесу,
Теста маленький кусочек я для этого возьму
Оживлю лицо смешное, с ним в тиши поговорю,
За окном темно как ночью, я вздыхаю и грущу-
Есть желание простое, поделюсь с тобой я им,
Подниму над головою - ты же солнца званный сын!
Расскажи ему про зиму, про суровые снега,
Чтоб скорей проснулось солнце – жду его не только я.
И тогда весна наступит, и полярный день придёт.
И в природе повториться волшебства круговорот.
И земля вдруг пробудиться после затяжного сна,
Зимы здесь конца не знают, тем желаннее весна.
Над детьми включается световой шар, символизирующий собой пробуждение солнца. Звучат этнические напевы.