Ирина Полетаева
Правовое воспитание старших дошкольников, с использованием сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Правовое воспитание дошкольников в наши дни имеет огромное значение, так как общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающие правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств людей. Вся эта работа должна осуществляться с помощью следующих задач:
Публикация «Правовое воспитание старших дошкольников, с использованием сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
-знанием детей о своих правах и обязанностях;
-оценивать собственное поведение и поведение других людей с точки зрения норм права;
-умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения;
-желанием в получении новых знаний по правами.
Необходимо с ранних лет формировать у ребенка чувства веры в себя, в свои права и обязанности. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей, способствует тому, что ребенок учится быть более свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки и мысли.
Поэтому, необходимо, чтобы каждый ребенок в период становления у него знаний о правах был во внимании взрослых. Этого можно добиться только в том случае, если заниматься с ребенком. Но простые сухие слова «повтори», «это тебе надо знать», ни к чему не приведут. Главная задача в работе педагога – использовать в своей работе наглядность, которая должна присутствовать при ознакомлении детей с их правами.
Для достижения поставленной цели в правовом воспитании ребенка определены следующие задачи:
-познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка, объяснить важность этого документа, который защищает права и свободы каждого ребенка, сформировать осознание наличия собственных прав и прав других детей;
-создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
-сформировать чувство причастности к событиям, которые происходят в мире, государстве, городе;
-ознакомление детей с социально-правовыми нормами и правилами поведения, в соответствии с возрастом;
-формирование у детей социальной ответственности и способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей;
- воспитание уважения и терпимого отношения к людям, независимо от их происхождения, национальной принадлежности и физических недостатков;
- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров.
-научить ребенка защищать свои права или находить помощь при невозможности самозащиты.
Знакомство ребенка с его правами можно разделить на три блока:
Первый блок – права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку родителей, право на образование, на игру, на уважительное отношение к себе, на защиту от жестокости.
Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости добрых взаимоотношений со сверстниками. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе, важно соблюдать определённые правила поведения, с уважением относится друг к другу. С этого и начинается нравственно-правовое воспитание. Педагог ежедневно обсуждает с детьми правила, которые помогают им жить в коллективе, не забывая напоминать и об обязанностях. Например, если правило звучит : «Никто не должен обижать другого в нашей группе», - это значит, что не только меня не должны обижать, но и я не могу обижать других. Или, если я хочу, чтобы меня называли ласково по имени, я должен поступать так же. Таким образом, приучая детей соблюдать правила поведения в группе, формирует некие сдерживающие центры, приучающие их думать о других, уважать права других, даже без упоминания о сложных для детей понятиях «Декларация», «Конвенция».
Второй блок – это права, которые наиболее часто нарушаются.
К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Педагог приучает детей высказывать свою точку зрения, учить защищать своё мнение, соглашаться или нет с позицией собеседника. При этом она старается показать, что к его мнению прислушиваются, с ним советуются: «Как ты думаешь, что нужно сделать?», «Почему ты так решил?», «Как бы ты поступил?».
Третий блок - права, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище, на семью, на полноценное питание, на медицинское обслуживание.
Чтобы ввести ребенка в проблему по ознакомлению с их правами, можно предложить хорошо знакомую детям сказку, достаточно актуальную, в которой сюжет отражает определенные социальные явления.
В сказке А. Толстого «Приключения Буратино»- появилось продолжение истории о мальчике из бревна, который пришел на помощь детям и куклам, которые совсем ничего не знали о правах детей. Так же детям предлагается русская народная сказка «Снегурушка», на основе которой, можно познакомить детей «О праве ребенка на имя», «О праве ребенка на бесплатное образование», «О праве ребенка на медицинское обслуживание».
В беседах по сказкам «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Золушка», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка», поставлена одна из целей: расширить знания детей о нравственно-правовых нормах, необходимости переживать, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу.
В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, даются новые знания, которые показывают оценочное отношение к окружающему миру.
Разработав перспективное планирование, педагог может осуществить последовательное, целостное ознакомление детей с их правами :
Сентябрь
1 "Что тебе известно о правах?".
Программное содержание: Познакомить детей с понятием “Право”. Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры.
2. "У меня и у тебя есть право на имя"
Программное содержание: Формировать представление об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека.
Октябрь
1."Моя дружная семья – это значит семь я".
Программное содержание: Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи.
2. "Мой дом – моя крепость".
Программное содержание: Формировать представление о потребностях человека в жилье и праве на жилье, закреплять знания о семье, воспитывать интерес к знаниям о правах.
Ноябрь
1. "Дружить – значит дружбой дорожить".
Программное содержание: Формировать у детей навыки бесконфликтного поведения и общения. Закрепить знания о добре и зле, обиде, обмана, воспитывать умение сопереживать другим людям.
2. "Свое оберегаю, чужого не беру".
Программное содержание: Формирование представлений о собственности, личных вещах. Закрепить знания о понятиях «свое», «чужое». Воспитывать честность
Декабрь
1."Есть слово – хочу и есть понятие - надо" .
Программное содержание: Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, воспитывать чувство ответственности.
1."Плохо тому, кто добра не делает никому".
Программное содержание: Формировать уважительное отношение детей друг к другу и навыки бесконфликтного поведения и общения. Воспитывать чувство дружбы.
Январь
1."Что в людях не нравится, того не делай сам".
Программное содержание: Закрепить элементарные правила поведения в детском саду, формировать навыки вежливого обращения и поведения. Воспитывать чувство уважения и терпения.
2. "Секреты вежливости".
Программное содержание: Познакомить с правилами вежливого отношения к другим людям и формировать у детей навыки вежливого обращения. Воспитывать чувство уважения к другим людям.
Февраль
1."Дети и взрослые ".
Программное содержание: Углубить представления о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Воспитывать / Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.
2. "Доброе дело делай смело".
Программное содержание: Формировать понятие о доброте к окружающим. Воспитывать доброжелательные отношения к людям.
Март
1."Мы люди – одной большой планеты Земля".
Программное содержание: Познакомить детей с разными странами и народами. Формировать знания о национальности человека. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
2. "Что мы Родиной зовем – дом, в котором мы живем".
Программное содержание: Формировать представление о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Воспитывать желание стать защитником своей родины.
Апрель
"Труд и отдых".
Программное содержание: Познакомить детей с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе. Воспитывать положительное отношение к труду.
2. "Грамотный человек нужен всем".
Программное содержание: Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Формировать знания о школе. Воспитывать желание учиться.
Май
Развлечение на тему "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок".
Программное содержание: закрепить знания о правах и обязанностях. Формировать у детей навыки безопасного поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками в общественных местах.
И в заключение, хочется сказать, что знакомя детей с их правами, никогда не стоит забывать сказать детям о том, что у них есть и обязанности. Только тогда мы можем воспитать достойного гражданина нашей страны.