Горохова Елена
Правовое образование всех участников образовательной деятельности
Тема моего выступления «Правовое образование всех участников образовательной деятельности».
Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом. Это практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности. Поэтому столь значимым становится вопрос о формирования правового сознания у каждого гражданина России.
Публикация «Правовое образование всех участников образовательной деятельности» размещена в разделах
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2022
Мы, работники сферы образования, как никто другие, можем способствовать формированию правовых знаний у некоторой части гражданского общества: у детей, их родителей и педагогов. Участники образовательного процесса должны знать свои права и обязанности для того, чтобы чувствовать себя увереннее, чтобы быть защищенным от неприятностей, связанных с незнанием прав.
В работе по правовому образованию участников образовательного процесса мы используем методические пособия Татьяны Анатольевны Харитончик, Любви Константиновны Мячиной, демонстрационные плакаты «Права ребенка».
Образовательная организация выступает как главное действующее лицо всей работы по правовому воспитанию детей и родителей. Именно оно, в первую очередь, призвано соблюдать права маленьких граждан, а также, просвещать родителей в вопросах правовой защиты детей. От личностной позиции педагога, его культуры и понимания правовых вопросов зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и в семьях воспитанников.
Перед педагогами мы ставим следующие задачи:
- изучать основные документы по защите прав ребенка;
- способствовать соблюдению прав детей в ДОО;
- создавать благоприятные условия для развития каждого ребенка;
- знакомить детей с правами в доступной для возраста форме;
- информировать родителей о необходимости соблюдать права детей в семье.
Как показало анкетирование, только 41 % воспитателей, чей стаж работы менее 2 лет, назвали документы, регулирующие права детей, неточно называли права, прописанные в Конвенции, хотели бы повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правовом образовании детей. Из более опытных воспитателей - 86 % знакомы с Конвенцией и другими документами, уверенно ориентировались в названии прав. Поэтому нуждаются лишь в пополнении знаний о правовом образовании дошкольника.
Для знакомства педагогов ДОО с основными положениями Конвенции о правах детей, нормативно-законодательными актами РФ, содействующими реализации Конвенции, а также с целью внедрения практических материалов в работу с детьми проводятся следующие мероприятия: деловая игра «Все о правах детей», наглядная консультация «Защита детей в условиях ДОО», памятки «Нормативно – правовая база по защите прав детей», «Признаки жестокого обращения с детьми», предлагаются конспекты НОД «Детям о правах», картотека игр на развитие коммуникативных навыков у детей.
Решение задач правового воспитания предполагает тесное сотрудничество детского сада и семьи. Семья играет ведущую роль в становлении личности, физического и психического благополучия. Но, к сожалению, именно в семье чаще всего можно наблюдать нарушение прав ребенка – насильственные методы воспитания, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка. Поэтому так важно формировать правильную родительскую позицию, учить методам гуманного обращения с ребенком. Задачи правового образования родителей – на экране.
С целью выявить уровень знаний родителей о правах детей, было проведено анкетирование «Ребенок и его права». Результаты анкетирования показали, что 28 % знают о таком документе как Конвенция, 31 % назвали Семейный Кодекс, Конституцию РФ, как документы, защищающие права детей, 41 % не смогли назвать ни одного документа.
66% родителей называли следующие права детей : жить и воспитываться в семье, на жизнь, образование, свободу, охрану чести и достоинства, на жилье, на свое мнение, на безопасность, на сохранение индивидуальности и др., 34% не назвали ни одного.
81% желают повысить уровень своих знаний о правах детей.
Более половины опрошенных используют физическое и психическое наказание в воспитании детей – шлепок, окрик, угрозы, лишение движения -но не считают это нарушением прав ребенка. Наказывая детей, аргументируют это так: не слушается, капризничает, балуется, плохо себя ведет, не понимает ничего другого.
Для ознакомления с правами детей родителям были предложены: стендовая информация «Изучаем Конвенцию о правах детей», памятки «Права, обязанность и ответственность родителей в отношении несовершеннолетних детей», тренинг «Воспитание без наказания», а также, индивидуальные беседы с родителями, в семьях которых выявляются нарушения прав детей.
Большой интерес вызвала выставка детско – родительских рисунков «Конвенция в рисунках детей». Дети с родителями рисовали права на отдых и игры, жить в семье, на здравоохранение и образование.
И, конечно же, мы знакомим с правами самых юных граждан нашей страны – дошкольников. Именно в этом возрасте, по рекомендации ЮНЕСКО, предлагается начинать правовое воспитание. К 5 годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребенок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. Задачи, которые стоят перед педагогами в процессе правового образования следующие :
• научить умению общаться с разными людьми;
• формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе (поселке);
• дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права; познакомить с правами детей;
• учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.
При ознакомлении дошкольников с правами мы используем следующие формы работы: образовательная деятельность, продуктивная деятельность, дидактические и сюжетно – ролевые игры, игры на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений, чтение художественной литературы, беседы, театрализованное представление.
В процессе НОД дети знакомятся с правами, закрепляют знания в рисовании, лепке и аппликации, а затем в свободной деятельности педагог организует игры, беседы, практические ситуации, в которых дети принимают самостоятельные решения как поступить, ориентируясь на нормы права. Накапливая определенные знания о своих правах и обязанностях, ребенок получает возможность использовать их как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми.
Воспитательно-образовательная работа по правовому образованию всех участников образовательного процесса проводится системно весь учебный год. И если уровень сформированности правовой культуры у родителей отследить достаточно сложно, то в процессе наблюдения за детьми можно отметить: в ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр., учатся относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, начинают правильно оценивать свои поступки и стараются поступать правильно. Значит и педагоги двигаются в правильном направлении.
Мы уверены, - ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.