Людмила Саламова
Правильное реагирование педагогов и родителей на детей с проблемным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Саламова Л. Н.
СПб ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж»
Мастер производственного обучения
Правильное реагирование педагогов и родителей на детей с проблемным поведением.
Основной задачей психологов и педагогов, работающих в сфере образования, является оказание помощи в решении социальных, психологических и даже правовых вопросов как в семье, так и среди детей.
Публикация «Правильное реагирование педагогов и родителей на детей с проблемным поведением» размещена в разделах
Конечно, основную роль в воспитании детей играет школа, или иное учебное заведение. Но мы понимаем, что как только ребенок переступает порог дома, работают другие законы, которые установлены каждой отдельной семьей. Мы видим, как воспитательный процесс учебного заведения дает трещину только потому, что в этом процессе не участвуют сами родители. Посещение родительских собраний чаще всего не приносит никакой пользы, потому что там они лишь слышат о наболевшем – поведении своих детей. Из своего многолетнего педагогического опыта, как и многие из вас, я понимаю, что родители озабочены зарабатыванием денег, и у большинства родителей не хватает времени на то, чтобы окунутся в мир желаний и потребностей своего ребенка. Подросток, получив образование, не всегда знает, что с ним делать, да ведь зачастую и профессию для него выбирают родители, без учета его интересов и желаний.
Проводя многие встречи и беседы с родителями, я постоянно вижу, как растерянные родители не знают, что делать с этими неуправляемыми, непослушными, вечно чего-то требующими от них детьми.
Итак, с одной стороны мы видим усиливающийся культ образования, а с другой стороны- падение нравственности. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что именно семья, поможет социализироваться ребенку в обществе и справиться с агрессиями, с проблемным поведением с которыми он сталкивается на каждом шагу.
Опыт моих коллег и в частности лично мой наблюдения говорит о том, что широко распространенной причиной возникновение педагогических конфликтных ситуаций является проблемное поведение детей. Следует признаться, что проблемное поведение и как частный случай-дисциплина приобрела в наше время странные формы. Даже специалисты в вопросах детства и подросткового периода не могут определить лучший способ исправления плохого поведения и существенно расходятся в тактических вопросах: временная изоляция, лишение привилегий, игнорирование, телесных наказаний, нотации и запреты.
Если специалисты не могут уверенно сказать, какая из вышеуказанных тактических решений хорошо влияет на исправление поведения, поэтому не стоит удивляться, что родители растерены. Некоторые из них считают, что проще мириться с раздражающим поведением своих детей, то есть это не стоит еще одной ссоры. Другие беспокоятся, что дисциплина будет постоянно портить взаимоотношения с детьми. Лучше пусть кто-то другой с этим разбирается.
Проблемное поведение и привычки наших детей, которые раздражают или беспокоят нас, можно улучшить, а во многих случаях и полностью искоренить, как только мы начнем думать о каждой проблеме как о возможности обучения. Многие детки с поведенческим проблемами сталкиваются с едва различимыми и часто нераспознаваемыми трудностями в обучении, что решение этих проблем всегда способствует улучшению поведения и отношений.
Чтобы ответить на вопрос-какова же стратегия позитивного поведения на проблемное поведение детей, следует, во-первых, посмотреть, что не работает, когда мы хотим помочь вести себя неправильно, и почему.
Итак, что не работает и почему.
1. Крик – никто из нас не реагирует хорошо на раздраженный тон, это не способствует сотрудничеству. Вместо этого крик накаляет ситуацию.
2. Игнорирование и уступки – делая вид, что вы не замечаете плохое поведение или идете на уступки ради «спокойной жизни», вы на самом деле не достигаете покоя.
3. Уговоры, подкуп и угрозы- когда мы покупаем хорошее поведение, дети фокусируются на взятке, а не на том, чтобы поступать правильно.
4. Телесные наказания-иногда это происходит потому, что родители не знают лучшего способа. Из-за телесных наказаний у детей может возникнуть недоверие, а возможно, даже страх перед родителями.
Теперь следует остановиться на том, что действительно может помочь нашим детям пересмотреть свое проблемное поведение. Вот ряд позитивных стратегий, которые помогут положительно решать проблемное поведение. Что действительно работает и почему.
1. Оставайтесь доброжелательным.
Дружелюбие зачастую вызывает отклик, и они уже часто идут нам на встречу, постепенно становятся все менее враждебные и более склонными к сотрудничеству.
2. Делайте подсказки.
Как правило это заставляет на время прекратить свои действия, поэтому нужно поймать момент и обязательно похвалить.
3. Предлагайте альтернативные варианты.
Часто бывает полезно предложить альтернативный вид деятельности.
4. Сочувствуйте и сопереживайте.
Еще один очень эффективный способ, чтобы помочь захотеть сотрудничать –это показать им, что мы понимаем их трудности.
5. Предложить ограниченный выбор.
Предоставить возможность выбирать в любой ситуации. Лучше ограничить выбор двумя вариантами.
6. Используйте позитивные предложения.
Ребенок гораздо лучше мотивируется, когда слышит, что он должны сделать, а не то, что он не должен делать.
В заключении хочу отметить, что грамотное отслеживание поведения, умелое и настойчивое применение приемов компенсации ошибочных целей поведения позволяет перейти на более комфортный стиль общения и достигать более высоких результатов.