Екатерина Мухамедьярова
Метод TPR (total physical responceполное физическое реагирование) или активные уроки английского для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Немного истории
TPR (Total Physical Response или метод полного физического реагирования) появился в 60-70х годах прошлого века и с тех пор занял особое место в обучении английскому дошкольников и младших школьников, хотя изначально предназначался и для взрослых.
А появился он вот как: профессор психологии Джеймс Ашер, наблюдая за тем, как дети осваивают первый язык, заметил, что они проводят достаточно много времени, слушая речь взрослых и выполняя их команды, прежде, чем сами начинают говорить. Ашер сделал вывод, что слова или фразы лучше всего запоминаются, когда на них реагируют действиями.
Публикация «Метод TPR (total physical responceполное физическое реагирование) или активные уроки английского для детей» размещена в разделах
- Английский язык в школе
- Двигательная активность ребенка
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Темочки
Теория о полушариях
метод полного физического реагированияТакже, в основе теории Ашера лежит популярная в то время теория о полушариях мозга, согласно которой правое полушарие отвечает за образное мышление, интуицию и творчество, а также движения, а левое полушарие — за абстрактно-логическое мышление и языковые способности.
Ашер предположил, что нужно избегать изучения языка с помощью одного только левого полушария и стараться максимально задействовать правое — через движения и наглядные материалы.
Кстати, сейчас теория о полушариях уже не считается верной. Просканировав мозг более 1000 человек, ученые из университета Юты доказали, что оба полушария во время разных видов деятельности активны примерно одинаково. Тем не менее, с детьми метод TPR отлично работает и дело совсем не в полушариях.
Как работает метод TPR
По сути, метод TPR — это запоминание новых слов или фраз с помощью жестов или выполнения команд преподавателя. Например, на слово ball — мяч, дети изображают жест, как будто играя с мячом, на слово pen — ручка — делают вид, что пишут воображаемой ручкой и т. п.
Действительно, дети запоминают английские слова и фразы гораздо лучше, когда их изучение подкреплено жестами. Ведь у дошкольников и школьников 7-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому перевод не нужно и даже вредно использовать — пока еще не развито абстрактно-логическое мышление проводить параллели между русским и английским детям тяжело. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.
Первоначально, метод разрабатывался для разных возрастных категорий, но, по понятным причинам, прижился он только в обучении детей. Представьте себе взрослых с энтузиазмом выполняющих команды, которые дает преподаватель (ниже есть и такое видео — но, как вы понимаете, это скорее исключение). А вот для детей использование элементов TPR в сочетании с другими методами на уроках английского подходит превосходно.
Плюсы TPR в обучении детей:
У детей преобладает непроизвольное запоминание — лучше всего запоминается то, что весело и интересно. Поэтому им очень нравится играть роль учителя и отдавать команды, или изображать жестами слова, которые их одногруппники должны угадать, или играть в Simon says.
Детям требуется частая смена деятельности и включение заданий на TPR может играть роль физкультминуток (на YouTube много так называемых action songs, которые можно использовать, подбирая к теме урока).
С помощью TPR можно разыграть практически любую историю или песню из учебника и с жестами она запомнится гораздо лучше.
TPR можно применять даже в больших классах.
Когда следует применять TPR?
TPR можно применять для обучения и отработки множества вещей
Лексику, связанную с движениями (smile, chop, headache, wriggle)
Времена и аспекты глаголов (Every morning I clean my teeth, I make my bed, I eat breakfast)
Выражения классного обихода (Open your books)
Команды (Stand up, close you eyes)
Рассказы и истории
Зачем это применять в классе?
Это весело, ученикам нравится и вносит живость в урок. Это ускоряет темп работы и повышает настроение.
Это значительно повышает запоминаемость слов и фраз.
Это очень хорошо для учеников-кинестетиков, которым необходима физическая активность на уроке.
Это можно использовать как в больших так и в маленьких группах. Количество учеников не имеет особого значения, если учитель готов взять на себя роль ведущего, ученики последуют за ним.
Это прекрасно работает на смешанных классах разного уровня способностей. Физическое действие отлично доносит значение до ученика, поэтому все ученики без исключения способны понять и использовать изучаемый языковой материал (the target language).
Это не требует большой подготовки или множества материалов. Если вы точно знаете, что отрабатываете, на приготовление не уйдет много времени (хотя порепетировать не помещает).
Это очень эффективно с подростками и младшим возрастом.
Это задействует оба полушария головного мозга.
Ученики, не привыкшие к подобным методикам, могут испытывать смущение. Но это только поначалу. Если учитель готов сам выполнять все действия, то и ученики не стесняются повторять. Тем более, что ученик находится внутри группы, он не выступает перед ней - эта роль достается только учителю.
TPR в полной мере применим только на начальном уровне обучения, благодаря содержанию изучаемого. Однако и на более продвинутых уровнях его применение не исключается. Например, он отлично подойдет на высоких уровнях при обучении разным видам ходьбы (stumble,stagger,tiptoe) или глаголам по теме сooking verbs (whisk, stir, grate).
Не всему можно обучить с TPR, тем более, что при чрезмерном употреблении он приедается. Но в сочетании с другими методиками TPR способин оживить урок и внести элемент развлечения