Байло Ирина
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста как залог успешной адаптации младших школьников
▼ Скачать
Семинар – практикум «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, как залог успешной адаптации младших школьников».
Успешная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.
Публикация «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста как залог успешной адаптации младших школьников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Начальная школа. 1-4 классы
- Старшая группа
- Темочки
Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.
В педагогике физическая культура рассматривается как одно из средств решения проблемы адаптации младших школьников. Значение роли физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры. Физкультурная деятельность определяется ими как процесс, обеспечивающий удовлетворение потребности детей в активном движении, направленный на развитие физических и других сторон личности, в том числе, как показали результаты нашего исследования, и на социальное развитие учеников начальной школы. В процессе физкультурной деятельности школьник вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых объективное богатство человеческой культуры превращается в субъективное богатство индивида. Адаптация к условиям физкультурной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к правилам в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые в учебной деятельности. Исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между успехами учащихся на уроках физкультуры и социальным статусом младшего школьника. Воспитательные возможности физической культуры используются не в полной мере из-за наличия серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее большими возможностями как средства социального развития школьников; между объективно возрастающими требованиями общества к педагогу как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, через восприятие норм поведения, принятых в данной среде. Анализ программ по физической культуре и методических пособий указывает на то, что существует достаточно объемный методический материал по организации и проведению занятия, но психолого-педагогические аспекты руководства социальным развитием детей в процессе физического воспитания не конкретизируются. Особенностью программ по физической культуре является преобладание практической двигательной подготовки. В программах авторы предлагают использовать элементы подвижных и народных игр, сюжетно-ролевых уроков с целью повышения мотивации при обучении двигательным действиям. Авторы примерных программ предоставляют инструкторам физической культуры право самостоятельного построения учебного материала, в котором они могут изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, имеют возможность свободного выбора путей и организационных форм, методов и средств обучения, проявления творческой инициативы. Декларируется право дифференцированного подхода к учащимся, позволяющего избежать перегрузки, повысить мотивацию к занятиям физической культурой, способствующего более полной реализации возможностей каждого из них. Анализируя общеобразовательные программы и учебники последнего десятилетия по физической культуре, можно отметить однозначную тенденцию к расширению и конкретизации задач, направленных на укрепление здоровья школьников, формирование их социальной активности, использование педагогом творческого подхода в учебно-воспитательном процессе. Технология педагогической поддержки адаптации детей младшего школьного возраста в процессе занятий физической культурой включает личностно ориентированную основу и, предусматривающую опосредованную ориентацию педагогического коллектива школы на социальное развитие детей, определяющуюся индивидуально-личностным подходом в обучении и воспитании. В основе педагогической технологии лежит концептуальное положение современной гуманистической педагогики о тесной взаимосвязи социально-психологического, интеллектуального и физического воспитания (П. Ф. Лесгафт, Т. А. Лопатик, А. С. Макаренко, И. Н. Решетень, Н. Ю. Синягина и др.). При этом все виды воспитания должны осуществляться в единстве (комплексе, так как личность дошкольника представляет собой целостность и многомерность. Выделяются основные компоненты, которые имеют непосредственное отношение к социализации личности дошкольника, формированию его культуры в процессе физического воспитания : физкультурная деятельность дошкольника - адаптация - физическая культура школьников.
К основным психолого-педагогическим условиям эффективности адаптации дошкольников в процессе физического воспитания можно отнести:
1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса.
2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника.
3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на "зону ближайшего развития" ребенка при формировании мотивации достижения успеха.
4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания.
5. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.
6. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.
7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.
В совершенствовании процесса адаптации детей ведущую роль играет целесообразно организованная и содержательно наполненная двигательная активность, реализуемая в физкультурную деятельность, в ходе которой осуществляются формирование и развитие всех компонентов личности. Адаптация при таком подходе предполагает, что дошкольник имеет возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в школе. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Разумное физическое воспитание - основа для общего развития ребенка, так как оно содействует его нормальному росту, укреплению здоровья и формированию психики. Учитывая, какое значение имеет физическое развитие во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно включение этой деятельности в содержание образования, но и преемственность всех этапов обучения с целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развитии.
Литература.
1. Болотина Л. Р., Н. В. Микляева. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. М., 2006 г.
2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М., 1988 г.
3. Янкелевич Е. Физкультура и здоровье. М., 1977 г.