Ирина Шевченко
Основы социокультурной адаптации детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основы социокультурной адаптации детей младшего возраста
В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведения, ценности, установки, ориентации и т. д. Переход от монокультуры к плюрализму и свободе духовной сфере объективно актуализирует необходимость активного приспособления большинства населения к новым условиям своей жизнедеятельности. В этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной реальности, которая складывается в российском обществе.
Публикация «Основы социокультурной адаптации детей младшего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Проблемы социокультурной адаптации личности, таким образом, начинают приобретать одно из центральных мест в гуманитарной науке. Перед исследователями стоит задача понять, как осуществляется социально - культурная адаптация детей младшего возраста, чтобы потом провести объективную параллель с адаптацией современного российского гражданина к новым условиям, выявить насколько ему удаётся сегодня сохранить ценностный мир. В философских и социологических исследованиях адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения общественных норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.
В отечественной психологии адаптация представлена как первая фаза личностного становления индивида, вступающая в относительно стабильную общность. Адаптация - присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление индивидуальности; интеграция - изменение жизнедеятельности окружающих людей. [8,272].
Огромное значение имеет социальная адаптация ребёнка, поступившего в школу как "процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребёнка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся окружающей среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определённых социально - экономических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам"[6,269].
Согласно Л. С Выготскому, социальная ситуация развития, представляет собой систему отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью как исходного момента для всех динамических изменений просходящих в развитии в течение данного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства личности [3].
По мнению М. Н Битяновой, адаптированный человек - это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперёд М. Н. Битянова рассматривает адаптацию ребёнка к школе как способность к развитию[2].
Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые успешные установки, которые в существенной мере определяет в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность самореализации.
Социокультурная адаптация понимается как процесс первоначального приспособления, усвоения личностью принятых норм ценностей её социокультурного окружения, в том числе микросреды, с последующим влиянием личности на эту среду.
В социокультурном подходе адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к культуре. Основной задачей исследования является, прежде всего, определение степени оснащённости элементами культуры конкретного социокультурного процесса, в данном контексте процесса адаптации, а так же возможности применения полученных знаний в педагогической практике. Социокультурная адаптация выступает одним их основных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества, а так же изменение черт сознания и поведения отдельных личностей [1].
Социокультурная адаптация - специально организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение детьми младшего возраста своей целостности.
В младшем возрасте дети осваивают самые общераспространённые, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задачей взрослых является формирование у нового поколения навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Задача детей - максимально полно овладеть "азбукой" культуры. Развитие социокультурных навыков характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта, вплоть до использования механизмов принуждения ребёнка к постоянному выполнению определённых социокультурных стериотипов.
Социокультурная адаптация детей младшего возраста обеспечивается одновременным протеканием нескольких процессов, которые способствуют гармонизации детей на трёх уровнях : личности, культуры и общества:
- развитие, обеспечивающее становление индивидуально личностных характеристик ребёнка;
- инкультурация, направленная на усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом которой выступает интеллигентность личности, как совокупность приобретённых культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры;
- социализация, обеспечивающая развитие социально - коммуникативных характеристик личности ребёнка.
Социокультурная адаптация младших школьников представляет собой процесс усвоения социальных норм, культурных ценностей и установления отношений сотрудничества в социуме. Сущность такого процесса состоит в обеспечении эмоциональной отзывчивости и восприимчивости младших школьников к культурным явлениям. По мнению А. Н. Леонтьева, познание мира и вхождение в культуру осуществляется в деятельности, которая является единицей жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире[4].
Основными критериями социокультурной адаптации младших школьников являются : социальная направленность активности личности, её устойчивость и результативность. Показателями социальной адаптации выступают учащихся :эмоциональная отзывчивость и восприимчивость к процессам и явлениям добротворчества, милосердия, сострадания, соучастия, сотрудничества ;развитая эмпатия, осознание социальных норм поведения и выражения стремление к ним; стремление к активной социальной позиции, способность к рефлексивной оценки своих поступков.
Специфика социокультурной адаптации детей младшего возраста содержит : осуществление процесса обучения и творчества на основе субъект - субъективных отношений, обеспечивающих успешность детей в учебной и в творческой деятельности; раскрытие и поддержку природных данных ребёнка, латентность воспитательных средств и методов, способствующих индивидуальному росту, развитию креативности личности [5].
ДОУ и начальная школа выполняет образовательную, развивающую, воспитательную функции: обеспечение детей богатством доступных научных общечеловеческих и культурных ценностей, выработка умения самостоятельно добывать знания и использовать их в жизни, формирование знаний, помогающих ребёнку самоопределиться как личности путём освоения культуры, духовных и нравственных ценностей.
Для того чтобы дети выработали социокультурные навыки, должна быть построена социокультурная среда, включающая:
- демонстрацию образцов из разных областей науки, практики и искусства;
- знакомство с носителями образцов деятельности, языка;общностное пространство реализации образцов самими детьми;
- самостоятельное предъявление своих достижений на выставках рисунков, в концертах и спектаклях, на олимпиадах [7].
В целях формирования социокультурных навыков и ориентаций детей младшего возраста могут быть использованы следующие методы:
- анкетирование;
- диспут;
- дискуссия;
- проблемные ситуации;
- упражнения;
- игры;
- тренинги;
- тематические мероприятия;
- изучение обычаев, традиций, культуры народов, религий;
- изучение традиций и обычаев семьи и школы [7].
Эффективность социокультурной адаптации дошкольников и младших школьников обеспечивается функционированием целостной педагогической модели, в которой культурологическое, социологическое, досуговое сопровождение создаёт адаптивно - образовательное пространство для раскрытия и самореализации детей младшего возраста [5].
Итак, социокультурная адаптация - это процесс и результат вхождения ребёнка в новую социальную ситуацию развития - ситуацию школьного обучения, результатом которого является адаптированность (система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности0. Эффективная адаптация - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения и общения.
Литература
1. Бережная, М. С. Психолого - педагогические исследования И. С. Бережная. - hhh ://www/art-education.ru/
2. Битянова М. Н. Организация психологической работы в школе/М. Н Битянова. -М. :2000.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений/ Л. С. Выготский: в 6 т. Т 4. М. : Педагогика,1982.
4. Леотьев А. Н, Философия психологии: из научного наследия / А. Н. Леонтьев. - М. : Изд - во Моск. ун - та,1994.
5. Малакуцкая, С. М Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования / С. М. Малакуцкая: дис.. канд. пед. наук:13.00. 05 :Москва, 2004. -175с.
6. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика : учебник / Л. В. Мардахаев. - М. 6 Гардарики, 2005 - 269 с.
7. Наумова, Н. Е. Роль педагога в приобщении детей - сирот к духовно - нравственным и социокультурным ценностям / Н. Е Наумова. - https://festival.l september.ru/artic/538161/les
8. Петровский, А. В Вопросы истории и теории психологии:избр. труды / А. В Петровский. - М. : 1984. - 272с.