Наталья Штыкова
Практикум для воспитателей «Физкультминутки из Евросоюза»
▼ Скачать + Заказать документы
Отличаются ли наши традиционные физкульминутки от методов психофизической разгрузки в странах Евросоюза?
Что такое «энергизаторы»?
Использование энергизаторов для психофизической разгрузки детей.
Нередко педагоги сталкиваются с проблемой, связанной с интеллектуальным торможением (снижение у ребенка способности к обучению, проявляющееся в лености, мечтательности, забывчивости, упрямства) или возбуждением (переход от состояния покоя к состоянию активности). Как можно ее решить?
Публикация «Практикум для воспитателей „Физкультминутки из Евросоюза“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Во-первых, необходимо определить, когда у ребенка наступает частичная или полная утрата работоспособности.
Во-вторых, нужно учитывать психофизические особенности детей. Одни дети могут быть крайне инертны и вялы, что связано с быстрой истощаемостью нервной системы. Другие, наоборот, чрезмерно подвижны и не могут спокойно сидеть на занятии. Таким детям необходимо предоставлять возможность подвигаться во время физкультминуток.
В европейских школах психофизическую разгрузку обеспечивают с помощью энергизаторов. Сравнив физкультминутки и энергизаторы, оказалось, что использованием энергизаторов позволяет решать разные задачи: устранение процессов торможения или возбуждения на занятиях, усвоение детьми материала определенной темы, формирование навыков сотрудничества.
Энергизатор – это активный вид сознательной инициативной деятельности педагога и детей, направленный на достижение трех целей:
• Физическое развитие
• Решение познавательных задач
• Создание психологического комфорта в коллективе.
Энергизаторы для решения учебных задач
«Кенгуру» Дети образуют пары и становятся лицом друг к другу. Каждый участник в паре по очереди называет число до 10. Например, 4 и 6. Вместе дети вычисляют сумму чисел и прыгаю, взявшись за руки, 10 раз.
«Земля, воздух, вода, огонь» Дети становятся в круг. Водящий бросает мяч любому участнику, произнося одно из слов: земля, воздух, вода, огонь. Игрок должен поймать мяч, назвать животное и вернуть мяч водящему.
Условия игры: слово земля обозначает животное, обитающее на суше, вода – животное, приспособленное к жизни в воде, воздух – птицу. Услышав слово огонь, все играющие поворачиваются вокруг себя.
Энергизаторы для устранения утомления и создания положительного отношения к познавательному процессу
«Перезрелые помидоры» Дети встают около столов. Ведущий объясняет и показывает: «Давайте, сделаем массаж ушей!» Сначала пальцами помассируем мочки ушей. Затем разотрем ладонями уши вверх-вниз (повторяем несколько раз, вперед-назад (несколько раз) и поцокаем как лошадка». Упражнение повторяется несколько раз (2-3 раза). После его окончания ведущий говорит детям: «Посмотрите на уши друг друга! Они стали похожи на перезрелые помидоры!»
«Я справлюсь!» Дети встают парами или сидят за столами. Ведущий говорит и показывает: «Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и одновременно моргаем». Повторить 2-3- раза.
Ведущий предлагает участникам сжать кулаки и произнести следующие слова «Я справлюсь! Я могу! Я ничего не боюсь!»
Этот энергизатор хорошо использовать, когда необходимо сделать детей более уверенными в своих силах, устранить отрицательное эмоциональное состояние, связанное с ожиданием неудач.
Энергизаторы для дружбы и взаимопомощи
Эти энергизаторы можно испольховаь вне занятий для создания дружеской атмосферы, формирования у детей чувства ответственности друг за друга, взаимопомощи и взаимопонимания.
«Атака аллигатора»
Участники разбиваются на команды. У каждой команды есть свой островок (можно использовать обруч, который располагается на полу. По команде ведущего «Плывите!» игроки обеих команд начинают передвигаться в разных направлениях, обходя «островки». Звучит команда «Атака аллигатора!». Участники должны быстро встать на свои «островки».